Период жизни и творчества Пушкина, который охватывает 1826-1830 годы
Сначала Пушкин возлагал некоторые надежды на молодого императора (Николай был только на три года старше Пушкина) и сделал попытку повлиять на него. Свидетельством этого является стих «Стансы» (1826), в котором развивается параллель между Николаем І и Петром І:
Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд И памятью, как он, незлобен.
Явный намек на помилование декабристов, когда общество молчало, был чрезвычайно смелым поступком, которым коронованный цензор остался очень недовольный. Одновременно либеральные друзья Пушкина считали «Стансы» доказательством того, что поэт предал память декабристов и вступил в заговор с властью. Свою позицию Пушкин объяснил в стихе «Друзьям» (1826), который заканчивался совсем крамольным заявлением:
Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу.
Надежды на реформаторскую деятельность и милосердие Николая І не оправдались. Однако может ли вообще самодержавная власть быть реформаторской и милосердной? В поисках ответа на этот вопрос Пушкин все чаще обращается к личности и деятельности «работника на троне» Петра I. Повесть «Арап Петра Великого» (1827) и поэма «Полтава» (1828) — это похвала Петру и сознательно или невольно укор Николаю. В следующих произведениях видится более сложный ответ на этот же вопрос. Работая над историей Петра (1833), Пушкин открыл в нем и большого государственного деятеля, и своевластного деспота, а в своей «Капитанской дочке» (1836), в столкновенье Петра Гринева и Маши Мироновой с Пугачевым и Екатериной II (с крестьянским царем и дворянской государыней), показал, что человечными и милосердными властители становятся только тогда, когда идут вопреки нормам и убеждениям своего класса. Очевидно, представление о самодержавной власти как о губительной и деспотической, — это видно в символике стиха «Анчар» (1829),- прошло через все творчество поэта 1830- х годов, хотя и усложнялось в разные периоды.
Центральным явлением 1826-1830 годов стала первая болдинская осень. Болдино — это имение отца Пушкина в Нижегородской губернии. Пушкин выехал туда в последний день августа 1830 года в совсем печальном настроении. На протяжении года происходила острейшая полемика вокруг «Литературной газеты», которую начали выпускать они с А. Дельвигом. 6 мая того же года состоялась помолвка Пушкина с красавицей Наталией Николаевной Гончаровой, но материальные хлопоты оказались такими сложными, что он поссорился с будущей тещей и написал невесте письмо, в котором возвращал ей слово. Кроме того, к Москве приближалась холера, а в Париже началась революция. Пушкин собирался пожить в селе месяц, но из-за холеры задержался там на все три — с сентября по ноябрь. Эти месяцы оказались, по словам поэта, чрезвычайно «плодотворными».
В сентябре были написаны «Сказка о попе и работнике его Балде», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», завершены роман «Евгений Онегин» и целый ряд стихов. В октябре — «Анфологичные эпиграммы» («Рифма», «Отрок», «Царськосельская статуя», «Работа»), «Метель», «Выстрел», «Дом Коломны», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», множество стихов и очерков литературно-критических статей. Тогда же была составлена и сожжена «десятая песня» «Евгения Онегина». В ноябре закончен ный икл «маленьких трагедий» («Каменный гость» и «Пир во время чумы»), написана «История села Горюхина», критические статьи, лирика. Во время болдинской осени талант Пушкина достиг полного расцвета.
Поражает не только чрезвычайно широкий круг тематики, жанров, литературных родов, но и тяготение к цикличности: созданный первый прозаичный цикл «Повести Белкина» («Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Выстрел»), драматический цикл «Маленьких трагедий» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), в лирике появляются циклические единства — философская лирика («Бесы», «Элегия», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Герой»), антологический, «Прощальный цикл» («Заклинание», «Прощание», «Для берегов отчизны далекой…») и сатирический цикл («Румяный критик мой…», «Не то беда, Авдей Флюгарин…»)… Больше того, в науке давно отмечено взаимопритяжение «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий», поскольку здесь решаются те же вопросы: в прозаичном цикле — на уровне быта, в драматическом — на уровне бытия.
Стихи близкие к тем или иным произведениям болдинской осени: например, «Работа» и «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» перекликаются с монологами Моцарта; стих «Я здесь, Инезилья…» словно вводит в атмосферу «Каменного гостя» и т. п.
Период жизни и творчества Пушкина, который охватывает 1826-1830 годы