Перси Биш Шелли
В истории мировой литературы наблюдается одна знаменательная закономерность. Нередко почти в одно и то же время творят два писателя, равновеликих по таланту, но различных, «полярных» по художественной манере. Они образуют своеобразные «пары»: таковы Софокл и Еврипид, Гете и Шиллер, Диккенс и Теккерей, Толстой и Достоевский, Блок и Брюсов, Хемингуэй и Фолкнер, Артур Миллер и Теннесси Уильяме&;;;#8230; К этим «парам» можно было бы добавить и двух великих поэтов-романтиков: Байрона и Шелли.
Они были знакомы, дружили, у них была в чем-то сходная судьба, им приходилось спорить по творческим вопросам. В поэме «Юлиан и Маддало» слышны отзвуки их бесед: граф Наддало напоминает Байрона, а Юлиан — Шелли. Маддало , более «земной», упрекает друга, более «воздушного», в том, что он парит в небесах над грешной землей, что он — прекраснодушен.
Юлиан же сетует на мрачный, «приземленный» взгляд своего друга на жизнь.
Шелли — выходец из богатой аристократической семьи. Его отец — адвокат был человек консервативных взглядов, с которым сын, обнаруживший свой вызывающий радикализм, рано разошелся. Шелли учился в Оксфордском университете, откуда был исключен за бунтарский нрав и публикацию памфлета с красноречивым заголовком: «Необходимость атеизма».
Уже в ранних стихах Шелли выразились его несколько наивные радикально-революционные воззрения. Он, в частности, сочувствовал национально-освободительному движению в Ирландии, даже пытался поднять там восстание. Независимость и радикализм привели Шелли, как и Байрона, к резкому конфликту с буржуазно-аристократическим ханжеским светским обществом.
В 1818 г. Шелли был вынужден покинуть Англию, переехать сначала в Швейцарию, а оттуда в Италию. Ранняя смерть — он утонул в 1822 г., катаясь на лодке, — прервала его яркий поэтический путь.
Близкий к идеям утопического социализма, художник лучезарного, оптимистического миросозерцания, он выражал свою Веру в счастливую долю человечества, в неизбежность победы Добра над Злом, Света над Тьмой. В романтической поэме-«видении» «Королева Маб» , в драматической поэме «Освобожденный Прометей » , в эпической поэме «Восстание Ислама» находим мы все эти мотивы. В поэме «Адонис» он отзывался на смерть поэта Джона Китса, певца красоты, тонкого лирика, скончавшегося в возрасте двадцати шести лет. Как поэт-романтик, Шелли широко использовал символы, аллегории, библейские и мифологические образы, олицетворения, легко смещая временные пласты, переходя от настоящего к прошлому и будущему. Его перу принадлежат и политические стихи, пронизанные солидарностью с трудовым народом, самое известное из которых «Песнь людям Англии».
Если долгое время Шелли был убежден, что обновление человечества достижимо лишь путем мирного прогресса и нравственной проповеди, то в пятиактной трагедии «Ченчи» образом юной девушки Беатриче, убивающей своего отца, тирана и насильника, он утверждает правомерность отпора преступлению. Важное место в поэзии Шелли занимает тема свободы .
В своей лирике Шелли — поэт-философ, он близок к идеям Платона, утверждает «общественную» силу поэтов, «непризнанных законодателей мира» . Шелли воспевает вечную красоту природы, наделенную духовной силой, находящуюся в постоянном движении и изменении . Стиль Шелли — своеобразен, насыщен сложными метафорами, олицетворениями. В «Освобожденном Прометее» радость Океаниды уподоблена освеженному дождем зеленому холму, который смеется тысячью сверкающих капель, глядя на безоблачное небо. Земля, повествуя о переменах в мире, говорит: «Труд, боль и горе в зеленой роще жизни резвятся как ручные звери».
Исключительная мелодичность и красота поэзии Шелли достигается благодаря игре размеров, внутреннему ритму, богатой рифмовке и структуре стиха.
Перси Биш Шелли