Персонаж «любого романа»
Ольга Ларина в контексте пушкинского «Онегина»
Тот импровизированный портрет Ольги, который приводит Пушкин во второй главе «Онегина» , кажется характеристикой абсолютно неинтересной девушки — вполне «проходного» персонажа, введенного с чисто «сюжетной» целью: через Ленского и Ольгу нить повествования тянется к действительно неординарному женскому персонажу — к Татьяне. Об Ольге же много сказать как будто и нечего:
Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как Утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкой стан, Все в Ольге… но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно…
Перед нами расхожий, вполне традиционный облик «русской красавицы», вполне соответствующий сентиментально-романтическому шаблону героини произведений конца XVIII — начала XIX столетия. Н. Л. Бродский в своем комментарии к роману обращает внимание на то, что Пушкин здесь сосредоточивается именно на «наружности» Ольги, которую передает «деталями, слишком общими, лишенными индивидуализации»: «Бедный внутренним содержанием, портрет Ольги не требовал углубленного раскрытия»
Персонаж «любого романа»