• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Персонажи Лескова как историко-этнологические типы: речевое поведение и внешность

 

Персонажи Лескова как историко-этнологические типы: речевое поведение и внешность

Оценка творчества Лескова литературоведами, общественными деятелями и публикой прошла эволюцию от полного неприятия в начале писательской деятельности до провозглашения его «пророком», противостоящим нигилистическим и материалистическим взглядам, соотнесением его имени с именами Льва Толстого и Достоевского.

В этом триумвирате Лесков непревзойден как въедливый наблюдатель и знаток современного ему российского общества, не сопоставимый ни с кем по силе бытописатель-психолог. По его произведениям можно составить выразительное, исторически достоверное описание российского общества, передать динамику и перемены в развитии этого общества на протяжении жизни автора.

Читая Лескова, мы, кроме этико-эстетических уроков, можем найти сведения о социальной и этнической структуре российского общества, его динамике и причинах этой динамики в XVIII-XIX веках, а также о процессах урбанизации. Традиционная духовная культура в восприятии писателя многосложна: он пишет о бытовых верованиях и религиозных представлениях, о системе народной мифологии и народных медицинских знаниях, обрядовой практике, песенном мастерстве и фольклоре, рекреационной и досуговой культуре. Он выступает глубоким описателем материальной культуры патриархального и индустриального общества .

Лесков передает то, что называется «полоролевые стереотипы» , обращает внимание на состав и структуру российской семьи, мотивы вступления в брак и его расторжения, изменение семейной морали, супружеских и родственных отношений в кругу семьи, на проблему социализации детей.

Первостепенны для Лескова система ценностей российского общества, представления русских о самих себе и других народах. Обращается он и к такой сложнейшей проблеме мировидения человека, как представления о времени и пространстве в разных сословных, национальных, столичных, региональных группах населения; представления о народном и государственном календаре, об окружающем экомире.

Огромная, до сих пор почти не исследованная область лесковского наследия — юмор писателя, в частности его этнические аспекты. Анекдоты, забавные истории помогают Лескову раскрыть не только смешную сторону в существующей реальности, но и выделить особенности смешного в социальной сфере; юмор предстает у него и как форма межэтнического взаимодействия.

Здесь рассмотрим вопросы, касающиеся взаимодействия отдельной личности с этносом и социумом, а именно его языковую и телесно-символиче­скую стороны.

Обратимся к Языковому самосознанию самого писателя. По замечанию Д. С. Лихачева, «Лесков-художник органически связан со всей историей отечественной литературы от древности до нового времени: в его творчестве прослеживается многообразие отношений с самыми различными пластами русской словесности». Однако один из исследователей его творчества — А. И. Фаресов считает, что язык Лескова свидетельствует прежде всего «о верном воспроизведении живой речи… народа и общества со всеми ее вульгарностями, неправильностями и прочими отступлениями от академического стиля…» Известно, что Лесков специально занимался этимологическими исследованиями, собирал пословицы, поговорки, прибаутки. Он прибегал к фольклорным оборотам — оборотам народной сказки, былины, скоморошины; пользовался ресурсами старославянского языка ; вводил в свой словарь элементы профессиональных и сословных говоров, местных орловско-курских диалектов; уснащал литературную речь новыми словообразованиями.

Особенность языка Лескова — переосмысление литературного русского словаря в духе так называемой народной этимологии. А. М. Горький так комментирует ее появление: «…Лесков писал в ту пору, когда в русскую речь широкой волной хлынула масса иностранных слов из переводных, популярно-научных сочинений и когда «гарантия», «субсидия», «концессия», «грюндерство» и прочие словечки, за которыми таились очень скверные понятия и дела, не могли не раздражать Лескова, человека насквозь русского, тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту…»

Народная этимология — это намеренное коверкание слов с целью передачи мировосприятия рассказчика — человека из народа. Исключительно богат подобными примерами » Левша» . С помощью демонстрации речи рассказчика из народа передается его взгляд на вещи и отношение к окружающему.

Социально-бытовая характеристика персонажа производится через его речь.

Речевая партия персонажа у Лескова состоит из трех «ярусов»: 1) элементы общеразговорные, назначение которых — создать эффект достоверности, устного, преимущественно неофициального общения; 2) элементы социально-групповые и территориальные, определяющие общественное лицо говорящего; это статусные корни речевого поведения, не зависящие от ролевых норм; 3) элементы, создающие неповторимую индивидуальность речевой системы конкретного лица.

Речь героев часто является идентификатором Социального положения. Крестьяне у Лескова говорят, используя диалектизмы, просторечие; купцы и мещане часто употребляют уменьшительно-ласкательные суффиксы и пытаются выражаться «по-благородному»; дворяне обычно говорят правильным литературным языком. В неформальном общении дворянин часто переходит с ломаного и искаженного французского, бытовавшего в высших кругах, на просторечие, чтобы объяснить что-либо своему крепостному.

Крестьяне, перебирающиеся в город, уходящие на отхожие промыслы, перенимают лексику городских рабочих низов. Консервативнее всего язык купечества: так, в рассказе «Несмертельный Голован» бабушка рассказчика, сама из купеческого рода, прожив более пятидесяти лет в браке с дворянином, говорила «ехтот» вместо «этот», считала слово «мораль» оскорбительным и никак не могла выговорить «бухгалтер». Однако, отмечая это, следует подчеркнуть, что сам Лесков высмеивал не человека, использующего просторечие, а выскочку из низов, метящего в «светское общество».

Еще один парадокс времени — провинциальная ментальность некоторой части населения в обеих столицах, выражающаяся, в частности, и в оценочных стереотипах, и в речевых актах. Например, мещанка Домна Платоновна, постигшая «петербургские обстоятельства», корректировала свою речь согласно социальному слою, в котором вращалась: «Обращение у Домны Платоновны было тонкое. Ни за что, бывало, она в гостиной не скажет, как другие, что «была, дескать, я во всенародной бане», а выражается, что «имела я, сударь, счастие быть вчера в бестелесном маскараде»; о беременной женщине никогда не брякнет, что она, дескать, беременна, а скажет: «она в своем марьяжном интересе»…»



Персонажи Лескова как историко-этнологические типы: речевое поведение и внешность

Другие сочинения по теме:

  1. Темы сочинений по повести Н. С. Лескова 1. Автор и повествователь в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». 2. Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова...
  2. Внешность Левши из рассказа Лескова В первую очередь Левша ассоциируется с настоящим русским человеком. Автор описывает его очень сжато, без лишних подробностей упоминая только, что...
  3. Законы художественного мира Лескова «Вся его обстановка, его язык, все, что составляло его жизнь, было пестро, фантастично, неожиданно и цельно в самом себе, как...
  4. Жажда света в произведениях Н. С. Лескова по рассказу «Овцебык» Лесков… — волшебник слова, но он писал не пластически, а — рассказывал и в этом искусстве не имеет равного себе....
  5. Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша» Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И....
  6. Речевое взаимодействие Речь — это основной способ удовлетворения личных, и не только личных, потребностей в общении. Речевое общение — это мотивированный живой...
  7. Живое народное слово Лескова Чуждый идей революционного преобразования действительности, Лесков в то же время по-своему верил в возможность реализации этого идеала. «»Единство рода человеческого»,...
  8. Художественный метод Лескова Николай Семенович Лесков — прозаик, публицист. Начинал свою литературную деятельность как сотрудник буржуазно-либеральных газет. В 1862г. принял участие в артельном...
  9. «Народный глас» в творчестве Н. С. Лескова Глубоко веруя в духовную силу народа, Лесков тем не менее был далек от его идеализации и от сотворения кумиров. Писатель...
  10. О чем сказ лескова левша? Помогите срочно надо небольшое сочинение Рассказ Лескова » Левша» можно назвать сказом так, как все что происходит, пересекается с реальными героями. Также здесь присутствует своя...
  11. Русские праведники в произведениях Н. С. Лескова (на прмиере»Очарованный странник») На написание этой темы Лескова побудил разрыв с церковью. Разрыв с церковностью означал для Лескова не только критику тех или...
  12. Национальный характер в рассказах Лескова Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душой народа». А. М. Горький О таланте Н. С. Лескова заговорили гораздо позднее,...
  13. Мир образов Лескова ..Не много надо было наблюдательности, чтобы видеть человека много видевшего и «бывалого». Н. Лесков Николай Семенович Лесков — самобытный русский...
  14. Праведники Лескова как воплощение нравственного идеала На чем или на ком держится земля русская? Конечно, ответ здесь прост. Многие понимают, что держится она на простых людях....
  15. Очарованный странник — самый значительный герой Н. С. Лескова Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется. Н. Лесков Эта повесть Лескова — мое самое любимое литературное произведение из классической...
  16. Урок-исследование по рассказу Н. С. Лескова «Тупейный художник» У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, — они есть. Н....
  17. Над чем меня заставляет задуматься рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» Рассказ Лескова «Человек на часах» был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет «отчасти...
  18. «Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странник» Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести «Очарованный странник». О прожитой...
  19. Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве,...
  20. Рассказ Лескова «Шерамур» произведение о праведниках Лесков пытался противопоставлять бессребреников «героям» нового времени, стремясь издать рассказ в «Дешевой библиотеке». Персонажи произведения реально существующие люди, такие, как...
« Державин Гавриил Романович биография
О своих впечатлениях от наблюдений за жизнью животных »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения