Первая мировая война, ее влияние на зарубежную литературу

Особую страницу в мировой литературе составляют те произведения, центральной темой которых является I мировая война. Первая мировая война 1914-1918 была воистину мировой. Втянуты в нее были многие государства.

Антанта против Германии, Австро-Венгрии, Италии.

Войны шли на территории Европы, но Америка тоже принимала участие. Войны за передел мира. В результате мир существенно изменился.

Развивались колонии Англии. Германия, потерпевшая поражение, мечтала о реванше. Пришел фашистский режим.

Резкое падение экономики в быстро развивающейся России привело к революции. В русской литературе первая мировая война ярко, как самостоятельная война, не отразилась.

Ярко война отразилась в американской литературе. «Прощай, оружие» Эрнеста Хэмингуэя опирается на события и личный опыт. В произведении показывается бессмысленность войны, ее ненужность. Самое главное — война калечит душу.

Показывается пустотность войны.

Лейтенант Генри убеждается в жестокости войны, когда свои уничтожают своих. Когда ни цели, ни задачи войны непонятны. Хотя он встречает на своем пути большую любовь, но и это чувство, которое должно подарить смысл жизни, счастье, оборачивается совершенно противоположным.

Спасая любимую женщину и неродившегося ребенка, он дезертирует ночью, рискуя жизнью, в Швейцарию. Генри и Кетрин попадают в миф, но счастья все равно нет. Девушка умирает во время родов. Так появляется герой потерянного поколения.

Это явление международное. Это люди молодые, некоторые преуспевающие, некоторые богатые , прожигатели жизни. Все герои Хэмингуэя не знают, для чего им жить.

В «Фиесте» описывается праздник Помпония. Впереди быков бегут люди. Зрелище очень жестокое, испанское. Испания — страна с таким менталитетом.

Описывается ловля форели. Главный герой — Джейк Барнс, повествователь — навсегда искалечен войной. Он молод, силен, но потерял мужскую полноценность навсегда.

Нужно большое мужество, чтобы так жить.

Потерянное поколение придумала американка Гертруда Стар. У Фиджеральда эти же герои. У Уильяма Фолкнера опыт первой мировой войны в пьесе «Сарториус» — это тоже история прошедшего через войну и потерявшего себя человека.

На ранчо возвращается один из представителей младшего поколения, летчик, и не находит себе места. Он ощущает, что среди людей, пока он рисковал жизнью, шло все по-прежнему. Он не может себя подключить к этой неизменившейся жизни. И его никто не может понять.

В итоге он нанимает самолет и кончает с собой, отключив мотор.

Люди потерянного поколения — это и герои Ремарка. «Три товарища» — Патриция умерла от туберкулеза», «На западном фронте без перемен» — судьба его отца и матери, больной раком и вылечить средств нет. Мате Залка «Добердо» — это местечко на Балканах, где главный герой постепенно приходит к выводу, что война не только насилие и смерть, а еще и сговоры, продажа. Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка» — Швейк хитрец, похож на Остапа Бендера, живет тем, что ворует собак, перекрашивает и продает.

Когда объявляют войну, он ощущает приступ радикулита. На коляске едет призываться, его называют идиотом. Но он воюет.

Это уже аналог Дон Кихота. Его аномальность подчеркивает безумие военных действий.

В Англии в 20-30-е появляется роман Олдингтона «Смерть героям» — история рядового. Родители его принадлежат к викторианской эпохе. Человек, который постепенно становится нонкомформистом. Не согласен с тем, что его окружает.

У него нет ощущения востребованности. Начинается война, его отправляют в окоп. Рядовые будни, люди подвергаются опасности. Название ироничное.

Смерть от осколка, врага — героическая, но герой умирает от тифа, дизентерии. Это произведение разоблачающее. Его на родине хотят представить, как героя.

У Анри Боргюссона есть книга очерков «Огонь». Они не приукрашены. Они лишены ложной тенденции, поэтому некоторые чрезвычайно впечатляющие.

Вдоль двух окопов враги просят Христа даровать победу.

Ромен Ролан «Пьер и Люс» — история двух одиноких людей, нашедших себя в Париже. Люсс — девушка работница, медиетка , очень привлекательная. За своим дешевым завтраком она встречает студента Пьера. Завязывается роман, свидания, переживания, поцелуи на улице. А в это время идет война, Париж бомбардируют.

Среди пушек знаменитая Большая Берта. В один из весенних дней молодые договариваются встретиться в 1 из соборов. Начинается артобстрел. Они зажаты в толпе.

Взрывы ближе. Потом раздается странный удар. Люс только успевает наклонить плечи Пьера и заслонить его.

На них обрушиваются своды собора.

Ничего святого в войне нет. Все гуманистическое перечеркивается. Людьми движет ненависть, насилие.