Первое лирические стихотворения Лермонтова
Первое лирическое стихотворение «Элегия» начинает собой тему разочарования, которая выражается в ряде Стихотворений и достигает своей кульминации в стихотворении «Монолог». Этому произведению уделено особое внимание. Оно занимает всю страницу, сверху донизу, и заканчивается виньеткой.
Видно, что Лермонтов придает ему большое значение. В стихотворении «Монолог» разочарованность выходит из личного плана и приобретает общественное звучание, как вопль поколения, обреченного на бездействие: К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем. Эта тема, перейдя в социальный план, получает политическую мотивировку:
И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует….
Через девять лет мотив «Монолога» будет продолжен и развит в «Думе». После переводов из Шиллера следует набело переписанное стихотворение «Молитва». В этом стихотворении есть одна поправка, характерная для юноши Лермонтова.
Он ищет более сильных выражений: «жадный» взор он исправляет на «голодный».
Стихотворение «Молитва» развивает мысль, которой закончилась предшествующая тетрадь, — мысль о любви к земле. Обращаясь к богу, поэт просит не карать его за то, что он любит землю со всеми ее страстями, что его ум бродит в мучительных поисках истины, а в груди «клокочет» «лава вдохновенья». Освободившись от всех грешных желаний, он обещает вернуться на «тесный путь спасенья».
Этим стихотворением заканчивается лирическая часть тетради, и дальше мы видим рождение эпического героя.
Тетрадь завершается тремя поэмами: «Демон», «Олег», «Два брата». Каждая выражает одну из тем юношеской лирики Лермонтова. В «Олеге» — жажда деятельности, тоска по борьбе:
Ах, было время, время боев На милой нашей стороне
Первый очерк » Демона » непосредственно следует за «Молитвой». Он без заглавия. Написан быстрым нервным почерком, как пишут, когда, наконец, выливается то, что давно накопилось, но никак не могло найти себе выражения.
Печальный демон, дух изгнанья так начинается поэма.
Мрачный демон лирического стихотворения предшествующей тетради превратился в печального духа изгнания. Он летает над грешной землей и тоскует, как тоскуют люди. Этот образ изгнанника небес — ответ на лирическое обращение поэта к богу:
Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю. Наконец, в поэме «Два брата» — земные радости, человеческие страсти.
Зимнее утро. Двор покрыт пушистым снегом. Узкая дорожка протоптана к калитке. По ней идет дворник в тулупе и рукавицах, с лопатой.
Он отгребает снег от ворот. На двор медленно въезжают нагруженные розвальни, потом другие, еще и еще. Обоз с провизией приехал из Тархан. На дворе начинаются крики и беготня. Тащат мешки с мукой, несут мороженых кур, гусей, индеек, громадные бутыли с наливкой, банки с соленьями и вареньями.
Обоз разгружен. Усталые лошади пофыркивают в конюшне. Снег на дворе притоптан.
Валяется неубранный навоз, клоки сена, напорошено соломой.
Вечереет. Загораются огни. Через сени, кухню, девичью, по деревянной лестнице с перильцами можно подняться в мезонин.
Темный, узкий коридорчик с низенькими дверцами — одна из них в комнату, где живет Лермонтов. — В комнате мезонина низкий потолок, маленькие окна. Здесь стоит деревянная кровать, письменный стол, шкаф с книгами. Глобус, рядом карта, над диваном несколько гравюр.
Среди книг, выстроившихся на полке, — «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» Пушкина, альманах «Полярная звезда» на 1825 год, издаваемый Бестужевым и Рылеевым, с отрывком из «Братьев разбойников», семь глав » Евгения Онегина «, выходивших отдельными книгами с 1825. по 1830 год. Другая полка туго набита синими книжками журнала «Московский вестник». Много книг на иностранных языках: толстый том Байрона, » Гамлет » Шекспира, «Разбойники» Шиллера, сочинения Шеллинга.
В апреле 1830 года Лермонтов ушел из пансиона, после того как указом от 29 марта это учебное заведение было лишено своих исконных привилегий. Реорганизация пансиона произошла в результате посещения его царем. Николай I побывал в пансионе инкогнито и остался недоволен порядками, далекими от его идеала — казармы. Уход Лермонтова из пансиона был, в известной степени, актом протеста.
Тетради 1830 года вводят нас в круг философских исканий Лермонтова периода его отрочества, в мир его мечтаний о героическом будущем и, одновременно, предчувствий трагического конца.
Первое лирические стихотворения Лермонтова