Первое знакомство с Линой Костенко
Первое знакомство с Линой Костенко тронуло меня до глубины души. Как случилось, что такой духовно красивый человек не пришел в школу, в души детей значительно раньше? Какое родство души и мыслей с таким уже знакомым словом Леси Украинки! Слово нашей современницы одето в яркую художественно-эстетическую форму, выступает мощным носителем духовной энергии народа, заставляет читателя задуматься над многими проблемами жизни, по-философски подойти к их решению. Вызывает уважение к поэтессе то, что она никогда не шла на соглашательство с тоталитарным режимом, «не положила ложь на струны.
Мало того, она всегда могла подать руку помощи своим опальным друзьям.
Л. Костенко соединила в себе лучшие черты художника строгого ревнителя национальных традиций, духовного донора украинской культуры. Она «не меняет совесть на продовольствие», поскольку «душа у Бога на плечах». У поэтессы слово — дело, а жизнь — как слово.
В одном из сборников «Веди меня благородными путями» были помещены «Летучие катрены Лины Костенко». Они привлекают к себе внимание разнообразной тематикой. В них переплелось личное мироощущение с общенародным, ибо, кроме того, что имеем, нам угрожает еще и духовный Чернобыль.
Дозиметром не измеришь дозы
Тотального опустошения души
История ложится под бульдозеры,
Современный мир штампует фетиши.
Поражает в творчестве этой женщины, что она, имея черты мужского стиля поведения, вдруг может быть такой трогательно нежной и непостижимой. Образы ее творчества такие зримые, что иногда их хочется потрогать рукой, а коснешься — зазвучат, и тогда ты уже один на один с миром. «Целую все леса. Спасибо скрипачу… я дерево, я снег, я все, что я люблю и, может, это и есть моя высшая сущность». Или еще так, доверительно и одновременно уверенно: «Меня сызмала любят все деревья, и понимают бузины Господни, почему верба, от капель хрустальная, мне сказала: «здравствуй» — сквозь туман. Почему леса ждут меня снова, на щит подняв солнце и зарю.
Я их люблю. Я знаю их язык. Я с ними тоже молчанием говорю… «.
Поэтическое слово Лины Костенко выступает во многих ипостасях и поэтическое кредо ее определено: «Поэзия — это свято, как любовь. О, это не является разговором бытовым! И не является звонким ассортиментом метафор, слов — в пользу или в угоду. А что, не знаю. Я лишь инструмент, в котором плачут сны моего народа.
Поэзия — это всегда неповторимость…».
Мудрыми людьми сказано, что нация как таковая не существует без пассионариев, бескомпромиссных поэтов величественного творческого начала, без людей, которые олицетворяют совесть, цвет всего народа. Слава Богу, наш народ имеет такой цвет. Но как беспощадно били его, этот цвет, во все времена. Кровавая лапа монстра тоталитаризма всегда нависала над лучшими из лучших.
В темной человеческой пустыни притихло, казалось, все живое. Но мы слышали мужественный женский голос. И мы удивлялись — неужели можно быть человеком! Неужели можно быть достойным своей земли?
Неужели можно себя уважать? Лина Костенко — красивая, мудрая, мужественная женщина с вечной тайной в глазах, глубоко современная, глубоко украинская поэтесса мощной волной влилась в поэзию «шестидесятников». Эта женщина писала, как думала, так и жила.
Слово — поступок. Жизнь — как слово. Принципы настоящего — человеческой морали, сливаются с внутренней необходимостью души и становятся единым целым. «Как молчанием душу заглушу — какой же к черту я поэт!». Все творчество Лины Костенко — тоска по идеалу, стыд за оскорбленного, растоптанную человека. Эпоха неблагоприятная — ломает еще в колыбели гениям хребты.
Во время, когда суперпатриотичный лепет провозглашался за «бельканто» соцреализма, только читая душой уважительно, празднично подклеенные, заботливо обернутые сборники Лины Костенко, можно было спасти душу. Поэзия — это всегда неповторимость, бессмертное прикосновение к душе. Поэзия Лины Костенко, часто очень суровая и мужественная, часто категоричная и бескомпромиссная, не прощает того, что нельзя простить или забыть… все же — это женская поэзия.
В одном из стихотворений женщина в ней — «… смуглая золота виолончель». Мир женской поэзии Лины Костенко очень разнообразен, здесь есть и любовь, есть очарование и разочарование, и такая понятная ностальгическая влюбленность в родную землю, но прежде всего — это мир драм, и эти драмы совершаются то в человеческой душе, то в истории, то в природе:
Жизнь идет и все без корректуры,
И время летит, не понижая галопа
Но не бойся досадной строки.
Прозрений не бойся, что тебе лекарства,
Не бойся правды, хоть какая она горькая,
Не бойся страданий, хоть они как реки…
Поэтесса ставит острые проблемы бытия: это и роль художника в обществе, искусство и его значение в жизни каждого человека. Она призывает сохранять духовные ценности, созданные человечеством. «Уже началось, пожалуй, будущее. Вот, пожалуй, уже началось..
Не забывайте незабываемое, Оно уже инеем взялось, и не обесценивают ценное, потеряйтесь в толпе».
Любовная лирика Лины Костенко чрезвычайно интересна. Это своеобразные размышления — монологи и диалоги, впечатления от увиденного и пережитого . Интересны сборники стихов «Неповторимость» , «Сад нетающих скульптур» , «Дума о трех братьях Неазовских», «Скифская одиссея» — это развесистые, широкие полотна, своеобразная иллюзия бегства в прошлое.
Но речь идет о жгучем настоящем. Историческая память, психологизм, богатая образность — именно эти черты характеризуют поэзию Лины Костенко.
Первое знакомство с Линой Костенко