Первые романы Фуэнтеса
Родился в г. Панама в семье дипломата. На протяжении 1944-1950 гг. учился в Мехико и Женеве, потом работал в мексиканском столичном университете, министерстве иностранных дел, ООН, в 1975-1977 гг. был послом Мексики в Париже, занимался журналистикой, много путешествовал по разным странам света. С литературными произведениями начал выступать с середины 50-х гг. В 1954 г. был выдан первый сборник рассказов Фуэнтеса «Замаскированные дни» .
В древнеацтекском календаре так назывались пять последних дней года, короткий период неуверенности и бездеятельности, который связывал год, который прошел, со следующим.
Сечение времени, момент равновесия между прошлым, которое уже потеряло свое влияние, и будущим, которое еще не началось, это, по Фуэнтесу, выразительный символ мексиканской социально-политической действительности. В новеллах сборника писатель обращается к мексиканскому фольклору, хотя ведущей линией его творчества он не станет. Сам Фуэнтес так сформулировал две основных темы, которые стали магистральными в его дальнейших творческих поисках: «Тема города Мехико — такого таинственного и в определенном смысле отвратительного, и тема социальной действительности страны… обе темы представлены в их отношении к реликтам древней Мексики.
Здесь уже встречается то, что стало для меня главным направлением в литературе — символический реализм».
В противоположность выдающейся плеяде латиноамериканских романистов, которые разрабатывали в своем творчестве принципы «магического реализма» и с которыми связывали будущее латиноамериканского романа, Фуэнтес, наоборот, возражал положительному влиянию на современную культуру мифологического элемента, который считал «реликтом прошлого» и активно экспериментировал с романным жанром в духе поставангардистской поэтики.
Уже первый роман Фуэнтеса «Край прозрачного воздуха» , в котором писатель смело экспериментирует с техникой повествования, принес ему литературное имя. В романе воспроизведена широкая панорама жизни пореволюционной Мексики, обрисованы различные общественные прослойки — от беднейших до богатейших: шоферы, рабочие, проститутки, банкиры, обедневшие аристократы, буржуа и великосветские господа. Подробнее описан современный мексиканский интеллигент Родриго Поля.
Это человек, который продолжительное время сомневается в правильности своих решений и поступков и, в конце концов, делает выбор в пользу конформизма. Поля становится модным сценаристом, но, как и многие его современники, предает идеалы юности, идеалы мексиканской революции, героем которой, как он думает, был его отец, который, впрочем, также опровергается автором. Писатель подводит своего читателя к мысли, что мексиканская революция делалась руками не тех, кто пришел к власти позднее; героизм мексиканских революционеров — давно искаженное и перепроданное понятие, которое со временем еще больше становится предметом фальши и демагогии.
Два следующих романа Фуэнтеса углубляют социально-критическую направленность его творчества и вместе с тем ознаменованы некоторым послаблением внимания к проблемам художественной формы. В романе «Чистая совесть» писатель изобразил духовную эволюцию провинциала Хайме Себальоса: начальное воспитание, религиозный кризис, отказ от иллюзий юности. После определенных сомнений — жить «по совести» или с «чистой, т. е. приглушенной, совестью» — он выбирает последний вариант. В центре романа «Смерть Артемио Круса» — история финансового магната Артемио Круса, который сказочно разбогател после революции.
На склоне лет, смертельно больного, его мучают укоры совести, в памяти всплывают многочисленные измены, подлость, циничность, беспринципность, которые прокладывали ему путь к богатству.
Ряд следующих выдающихся романов 60- 70-х гг. были созданы под лозунгом «полнейшей автономии воображения», который писатель обосновал в теоретической работе «Новый испано-американский роман» : усложненность повествовательной и композиционной структур, «языковая революция», жанровое новаторство и т. п. В центре первого из этого ряда романов «Изменение кожи» образ Мексики, страны, где путь конкистадоров проложил путь духовным поискам современников Фуэнтеса. В романе «Священная зона» интерпретируется классический миф об Эдипе. Юноша Гильермо с детства влюблен в свою мать Клавдию, выдающуюся киноактрису, и постепенно этот комплекс становится основой его психического разлада.
В романе «Терра Ностра» писатель переписывает исторические события, смешивает временные планы, разворачивает цепь удивительных метаморфоз, проводит своих героев от Испании времен Филиппа II до империи ацтеков.
Повесть «Сейчас и сегодня» посвящена теме молодежных бунтов, которые в 60-70-х гг. широкой волной прокатились в странах Запада и, частично, Латинской Америки. В интерпретированной в мифологическом духе истории появляются «мятежные» персонажи, которые воплощают разнообразнейшие сферы общественной жизни: крестьянин, студент, сын богатея, девушка. Собравшись вместе, они мастерят что-то вроде ковчега и плывут куда-то на обетованную землю. Каждый из них излагает собственную модель предполагаемого счастливого мира, который они воображают в широчайших координатах — от идеалов мексиканской революции до мира свободного секса .
Иллюзия общего единения разрушается после того, как сына богатея находит и забирает отец, а все другие герои возвращаются к своим будничным делам. В дальнейшие годы Фуэнтес написал такие романы, как «Голова гидры» , «Далекая семья» , «Старый гринго» , «Христофор не родившийся» , «Компания» и др. Его перу принадлежат также сборники рассказов, пьесы, эссе.
Первые романы Фуэнтеса