• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Первые стихотворные опыты Мандельштама

 

Первые стихотворные опыты Мандельштама

Первые стихотворные опыты Мандельштама вызвали несомненный интерес к молодому поэту. С циклом «Камень» к Мандельштаму приходит известность. По мнению поэта — «Камень» — символ слова, слова созидающего, зиждительного, слова — строительного материала совершенного человека.

В «Камне» как никогда отразилось творческое кредо Мандельштама: «бороться с пустотой». Центральная тема книги — самосознание художника. Именно самосознание, напряженное и трагическое, делает значительным цикл «Камень».

На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко, — Когда его Художник милый Рисует на стеклянной тверди В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти. Невиданная утонченность и красота образов — ранняя весна, апрельский вечер, бледно-голубая эмаль неба, на фоне которого «незаметно вечереют» березы.

Во второй строфе — «узор, отточенный и мелкий» напоминает рисунок, искусно исполненный художником, расписывающим фарфоровую тарелку. Природа будто становится мастерской, предлагая готовую «прикладную» графику. В третьей строфе — «художник милый» выводит свой рисунок на «стеклянной тверди» небесного свода. «Художник милый» — это Создатель, творящий бытие — «в сознании минутной силы, в забвении печальной смерти…». В «Камне» достаточно четко обозначены пути эволюции творчества Мандельштама, идущие от импрессионизма, акварельности и некоторой созерцательности к мотивам трагически-тревожным, к «сомнению в действительности себя — бытия своего и смерти…».

Некоторые стихотворения цикла проходят под «знаком смерти». Однако это трагизм иного рода. Трагедия творчества и трагедия бытия были услышаны поэтическим слухом, впитаны сознанием художника задолго до пережитого в реальности опыта. В «Камне» юношеское переживание смерти стало стержневым, но выражено далеко не прямым образом. Этот трагизм отражен в страхе пустоты, в бессознательном и постоянном ощущении прерывности всего живого.

Камень отрицал «иго праха», отрицал Ничто, Пустоту, но и сам готовился к неизбежной гибели. «Звук долота, разбивающего камень», страх дробления, расщепления, гибели — Слова, Жизни, поэтического дыхания — один из ведущих мотивов книги. «Готический приют» поэта — строение из камня — возведено им для того, чтобы с помощью вековой европейской культуры теперь, в настоящем, выдержать напор столетий, остаться тем же, «здесь» и «сейчас». Слово «камень» представляло собой «чудовищно-уплотненную реальность явлений». Подобно самому «камню», поэт страшился готики закрепощения, готики связывающей, сковывающей. Мандельштам обдумывал, как приспособить «камень»-слово к новому строительству. Это была утопическая надежда — вырваться из одного готического приюта, чтобы вступить в новый роковой свод. «Недобрая тяжесть» камня, о которой пишет в первой книге лирики Мандельштам, предвещала не Свободу, а слепую Необходимость.

Поэт предвидел последствия этой утопии: в «Камне» предсказаны жертвенные овечьи гурты, покорность масс, идущих на заклание, целые стада обреченных. Их тысячи — передвигают все, Как жердочки, мохнатые колени, Трясутся и бегут в курчавой пене, Как жеребья в огромном колесе. Они покорны чуткой слепоте, Они — руно косноязычной ночи.

Им солнца нет! Слезящиеся очи Им зренье старца светит в темноте! В этом стихотворении воедино сплавлены «жребий», «царь», «Рим» с его семью холмами, царь Эдип и шекспировский Макбет . «Камень» венчают образы высокой трагедии. Софокл, Шекспир, Расин. Эллинистический дух вступает здесь в противоречие с духом римской государственности и закрепощенности.

Однако поэт пытается найти в нем уравновешивающее начало: Уничтожает пламень Сухую жизнь мою, — И ныне я не камень, А дерево пою… Мандельштам предполагал возможность иного, не трагического исхода — в попытке преодоления гибельной судьбы — утверждения жизни, «пусть преходящей, но сущей». Из дерева — иного, более мягкого, человечного и теплого строительного материала сотворен новый стихотворный цикл — «Tristia».



Первые стихотворные опыты Мандельштама

Другие сочинения по теме:

  1. «Я ненавижу свет» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Я ненавижу свет» было написано Мандельштамом в 1912 г. и напечатано в сборнике «Камень» . Литературное направление...
  2. Поэтический язык Мандельштама Осип (Иосиф) Эмильевич Мандельштам появился в то же время и в том же издании, что и Ахматова. Он один из...
  3. Отражение истории в лирике О. Э. Мандельштама Личная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично. Если в своих ранних поэтических произведениях Мандельштам любуется красотой природы,...
  4. Размышления над жизнью и творчеством Осипа Мандельштама Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в мелкобуржуазной семье. Детство и юность провел в Петербурге и Павловске. Окончил Тенишевское училище....
  5. Россия после 1917г. в творчестве О. Э. Мандельштама Революция 1917 года для О. Э. Мандельштама, как и для всех людей того времени, была важным событием. Она оставила след...
  6. Первые творческие годы Мандельштам и акмеизм В двадцатых числах октября 1938 года Осип Эмильевич Мандельштам писал брату Александру и жене Надежде Яковлевне: «Дорогой Шура! Я нахожусь...
  7. Творческие пути Осипа Мандельштама: поэта «серебряного века» Через все многообразное творчество поэта и его тяжелую жизнь проходит поиск ответа на вопрос, который вынесен в эпиграф сочинения. Осип...
  8. Анализ стихотворения Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» В своем творчестве Мандельштам опирается на богатые традиции мировой культуры, включая в свои произведения идеи и образы художников разных эпох...
  9. «Notre Dame» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Notre Dame» было написано юным Мандельштамом в 1912 г. и вошло в его первый поэтический сборник «Камень»...
  10. Размышления над творчеством О. Мандельштама Мандельштам — пример доблестного овладения материалом жизни. В самых горьких стихах у него не ослабевает восхищение жизнью, в самых трагических,...
  11. «Ленинград» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг....
  12. Восприятие революции в стихах Мандельштама Февральскую революцию Мандельштам приветствовал, а к Октябрьской сначала отнесся довольно настороженно. Тем не менее уже в мае 1918 г. он...
  13. «Высокое косноязычие» Осипа Мандельштама Мандельштам. Это имя в поэзии для меня связано с ощущением таинственного, не познаваемого до конца мира. Стихи Мандельштама — магический...
  14. «Золотистого меду струя из бутылки текла…» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Золотистого меда струя из бутылки текла» Мандельштам написал в 1917 г. в Алуште. Стихотворение посвящено Вере и...
  15. Диалог времен и культур в лирике О. Э. Мандельштама Центральной темой творчества О. Э. Мандельштама является тема культуры, ее истории и современности, взаимосвязь мировой и отечественной культуры. В своем...
  16. «Нежнее нежного» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Нежнее нежного» написано Мандельштамом в 1909 г. Оно вошло в сборник «Камень». Юному поэту всего 18 лет....
  17. Любовь к искусству и к поэзии у Мандельштама Очень трудно человеку жить с сознанием, что вся рота шагает не в ногу и один только он, злополучный прапорщик, знает...
  18. Сравнительный анализ стихотворений «Silentium» Ф. И. Тютчева и О. Э. Мандельштама Стихотворение Тютчева . Ведущий троп в этом стихотворении — метафора : «встают и заходят оне», «сердцу высказать себя», «взрывая, возмутишь...
  19. Сравнительный анализ стихотворений Саши Черного «Санкт-Петербург» и Осипа Мандельштама «Петербургские строфы» Санкт-Петербург… Вокруг этого города создано множество мифов, его образ не перестает волновать поэтов, писателей, художников, музыкантов. Каким же видят Санкт-Петербург...
  20. Сатирические опыты Лермонтова Отдельные черты разговорности, обыденной речи, прозаизмы книжно-письменной формы языка и т. п. особенности, соединяясь с более традиционными элементами высокого стиля...
« Краткое содержание «Введение в познание человеческого разума» Вовенарг
Мечты и реальность в поэзии А. А. Блока »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения