• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Первый русский социально-психологический роман

 

Первый русский социально-психологический роман

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы! М. Ю. Лермонтов В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов мастерски рисует образ молодого человека, который принадлежит к поколению 30-х годов XIX века и в котором обобщены пороки этого поколения.

Эпоха реакции в России наложила свой отпечаток на поведение людей. Трагическая судьба героя — это трагедия всего поколения, поколения нереализованных возможностей. Молодой дворянин должен был либо вести жизнь светского бездельника, либо скучать и ждать смерти. Характер Печорина раскрывается во взаимоотношениях с различными людьми: горцами, контрабандистами, Максим Максимычем, «водяным обществом». В столкновениях с горцами раскрываются «странности» характера главного героя.

Печорина многое объединяет с людьми Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. «Таков уж был человек, Бог его знает!» — говорит о нем Максим Максимыч. Но цели-то Печорина сами по себе мелки, часто бессмысленны, всегда эгоистичны.

В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает па путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему. В повести «Бэла» характер Печорина еще остается загадкой. Правда, Лермонтов слегка приоткрывает тайну его поведения. Печорин признается Максим Максимычу, что его «душа испорчена светом». Мы начинаем догадываться, чтоэгоизм Печорина — результат влияния светского общества, к которому он принадлежит с рождения.

В повести «Тамань» Печорин вновь вмешивается в жизнь посторонних людей. Таинственность поведения контрабандистов обещала увлекательное приключение. И Печорин пустился в опасную авантюру с единственной целью — «достать ключ этой загадки». Проснулись дремлющие силы, проявилась воля, собранность, отвага и решимость.

Но когда тайна была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, полное безразличие к окружающим людям. «Да и дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!» — с горькой иронией думает Печорин. Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее выступают в сопоставлении его с Максим Максимычем. Штабс-капитан живет для других, Печорин — только для себя.

Один инстинктивно тянется к людям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбам окружающих. И неудивительно, что дружба их обрывается драматически. Жестокость Печорина по отношению к старику — это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество. Социальная и психологическая мотивировка поступков Печорина отчетливо выступает в повести «Княжна Мери».

Здесь мы видим Печорина в кругу офицеров и дворян. «Водяное общество» — та социальная среда, к которой принадлежит герой. Печорин скучает в обществе мелких завистников, ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к этим людям, среди которых он вынужден пребывать.

Лермонтов показывает, как на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родился «нравственным калекой». Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце, и твердую волю. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости.

Печорин научился руководствоваться лишь личными желаниями и стремлениями. Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал «нравственным калекой»? Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил молодой человек. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, — признается он, — лучшие мои качества, боясь насмешки, я хранил в глубине сердца; они там и умерли». А ведь Печорин — незаурядная личность.

Этот человек возвышается над окружающими. «Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, — писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина. — В самых пороках его проблескивает что-то великолепное, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа…» Создавая «Героя нашего времени», в отличие от прежних своих произведений, Лермонтов уже не воображал жизнь, а рисовал ее такой, какой она являлась в действительности. Перед нами реалистический роман. Писатель нашел новые художественные средства изображения лиц и событий.

Лермонтов демонстрирует умение так выстраивать действие, что один герой раскрывается через восприятие другого. Так, автор путевых заметок, в котором мы угадываем черты самого Лермонтова, сообщает нам историю Бэлы со слов Максима Максимыча, а тот, в свою очередь, передает монологи Печорина. А в «журнале Печорина» мы видим героя в новом свете — такого, каким он был наедине сам с собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда не открылся бы на людях.

Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. Гениальные страницы «Максима Максимыча» оставляют глубокий след в сердце читателя. Эта повесть вызывает глубокое сочувствие по отношению к обманутому штабс-капитану ив то же время негодование в адрес блистательного Печорина.

Болезнь раздвоенности главного героя заставляет задуматься над характером того времени, в котором он живет и которое его питает. Печорин сам признается, что в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Трагедия страдающего эгоиста в том, что его ум и его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем не столько его вина, сколько тяжелый крест. «Трагедия Печорина, — писал Белинский. — прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий».

Нельзя не сказать о том, что роман «Герой нашего времени» обладает свойствами высокой поэзии. Точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор отличают это произведение. Слог писателя отличается краткостью и остротой афоризмов. Этот слог доведен в романе до высокой степени совершенства.

Описания природы в романе необыкновенно пластичны. Изображая ночной Пятигорск, Лермонтов сперва описывает то, что замечает в темноте глаз, а затем — слышит ухо: «Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловеще облачко; месяц поднимался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы.

Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрыпом нагайской арбы и заунывным татарским припевом». Лермонтов, написав роман «Герой нашего времени», вошел в мировую литературу как мастер реалистической прозы.

Молодой гений раскрыл сложную натуру своего современника. Он создал правдивый, типический образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. «Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!» — говорит всем содержание книги. Роман «Герой нашего времени» стал зеркалом жизни России 30-х годов, первым русским социально-психологическим романом.



Первый русский социально-психологический роман

Другие сочинения по теме:

  1. «Герой нашего времени» первый социально-психологический роман В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою. Его во многих...
  2. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реалистическую тенденцию, заложенную в русской литературе творчеством Пушкина, и дал образец реалистического психологического...
  3. «Герои нашего времени» — социально-психологический роман Каждый литературный герой — всегда любимое творение своего автора. Любой писатель вкладывает в своего героя частичку своей души, свои взгляды,...
  4. «Герой нашего времени» первый русский философский роман в прозе «Герой нашего времени» — итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. Он впитал в себя творчески...
  5. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как психологический роман Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография...
  6. «Преступление и наказание» — социально-психологический роман Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени....
  7. Сочинение на тему «Герой нашего времени» — роман психологический и философский Вершина творчества Лермонтова — социально-психологический роман » Герой нашего времени «. Главное действующее лицо романа — офицер Григорий Печорин, прекрасно...
  8. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман и его художественные особенности «Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни...
  9. Охарактеризуйте произведение «Евгений Онегин» Александра Пушкина как социально-психологический роман в стихах Немало литературоведов старались определить жанр романа «Евгений Онегин». Его называли и социально-бытовым, и социально-психологическим, и социально-аналитическим, даже «энциклопедией» русской жизни....
  10. «Герой нашего времени» первый «аналитический» роман в русской литературе Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография...
  11. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» первый философский романом Задача, которую автор ставил перед собой: рассказать о том, что требует психологического и художественного проникновения в глубины человеческого сознания. Перед...
  12. «Принцесса Клевская» — это первый во Франции подлинно психологический роман В романе показаны драма супружеской жизни, страдания, которые испытывают и главная героиня, и ее муж, и ее возлюбленный. Действие романа...
  13. Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» История создания романа. . Но в 1840 году «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией...
  14. Почему роман М. Ю. Лермонтова называется «Герой нашего времени»? На мой взгляд, роман «Герой нашего времени» назван именно так по нескольким причинам. В первую очередь, главный герой неразрывно связан...
  15. Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова? Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — это произведение социально — психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются...
  16. «Журнал Печорина», как «роман в романе» В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания...
  17. «Герой нашего времени» — роман о судьбе поколения С 1838 по 1840 год Лермонтов под впечатлением кавказской жизни написал 5 повестей, абсолютно разных за сюжетом и связанных между...
  18. Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова 1. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 2. Образ героя 30-х гг. XIX в....
  19. Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе «Бэла» или «Максим Максимыч»? Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — один из первых русских психологических романов. Через образ главного героя романа, Григория...
  20. «Красное и черное» как социально-политический роман Роман «Красное и черное» справедливо считается одним из шедевров Стендаля. Это роман о современности, о французском обществе периода Реставрации, взятое...
« Очарованная душа — Ромен Роллан
Краткое изложение Джен Эйр Ш. Бронте »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения