Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма
О замысле пьесы про жизнь людей «дна» Горький писал так: «Это будет страшно. У меня уже готовы планы, я вижу — лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий — ясны, все ясно!.. «. Неясными до последнего момента оставались только жанр и название.
Автор размышлял над названием: «Без солнца», «Дно», «Ночлежка». И, наконец, оно родилось — «На дне». Предмет изображения в драме М. Горького «На дне» — сознание людей, выброшенных в результате социальных противоречий, имевших место в русском обществе на рубеже 19-20 веков, на самое «дно» жизни. Это «дно», где живет беднота, где люди прозябают в нищете, не имеют своего угла, терпят унижения со стороны «хозяев» жизни. Почти любое драматическое произведение предполагает наличие завязки, развития действия, кульминации, развязки.
В какой-то степени драму «На дне» организует любовный конфликт. Действительно, конфликт обусловлен любовными взаимоотношениями Васьки Пепла, Василисы, самого хозяина ночлежки и Наташи. Пьеса даже начинается с того, что Костылев разыскивает в ночлежке свою жену Василису, движимый ревностью. Жена изменяет ему с молодым парнем Васькой Пеплом.
Кульминационный момент драмы опять-таки связан с любовной интригой: коварная Василиса, дабы устранить со своего пути соперницу Наташу, ошпаривает ее кипятком. Убийство Костылева Васькой Пеплом — трагическая развязка любовного конфликта. Тем не менее, любовный конфликт является в пьесе гранью социального конфликта. Даже такое возвышенное чувство, как любовь, ведет не к духовному обогащению личности, а к увечью, убийству, каторге.
Горького в пьесе больше интересуют не внешние действия, а сознание обитателей ночлежки, тех самых обитателей «дна». Сюжет движут не столько действия героев, их поступки, сколько их диалоги, разговоры, размышления, споры, которые они ведут между собой. Все это диктует пьесе философское звучание. Важный момент драмы — появление в ночлежке Луки. Внешне он никак не влияет на жизнь ее обитателей , но все-таки в сознании ночлежников благодаря Луке начинается напряженная работа.
Развитие пьесы как философской драмы начинается в тот самый момент, когда люди «дна» обнаруживают в себе способность мечтать о новой, лучшей жизни, размышлять над своими судьбами. Философская проблематика отразилась, прежде всего, в спорах героев о человеке, добре и правде. Страннику Луке близка идея спасительной лжи. Так, больному алкоголизмом Актеру он рассказывает о необыкновенной лечебнице, где с легкостью излечивают от пагубной привычки — пьянства.
Ваську Пепла он убеждает, что Сибирь — величайший край, где нищий человек станет богатым. У Сатина иной взгляд. Он, напротив, призывает раскрывать людям глаза на жизненные противоречия и проблемы. По его мнению, в жалости к человеку есть что-то унизительное. Ведь «человек — это звучит гордо».
Философскую направленность драме М. Горького придает и манера изображения характеров. В основу сценического характера в своей пьесе М. Горький положил жизненную философию героя, его основную мировоззренческую установку. Нерв драмы «На дне» — в обнажении жизненных позиций персонажей, каждый из которых яростно защищает свое понимание жизни.
Так, спившийся Актер нашел оправдание себе — он пьет, чтобы под воздействием алкоголя забыть о своей страшной жизни. Проститутка Настя яростно защищает свое право на «роковую любовь», вычитанную ею из низкопробных бульварных романов. Барон живет воспоминаниями о былом: когда он ездил в «каретах с гербами» и пил «кофе со сливками». М. Горький постоянно перемещает центр действия от одного героя к другому, предоставляя каждому возможность высказывать свои философские убеждения. Это придает пьесе не столько сюжетное, сколько идейное единство.
Пьеса «На дне», рассказавшая зрителям и читателям о жизни московских босяков, отличается повышенной «идеологичностью». Парадокс философской драмы М. Горького заключается в том, что о вопросах бытия, его философских аспектах рассуждают исторгнутые из общества люди, нищие, опустившиеся. Но именно они напоминают читателям и зрителям об огромных человеческих возможностях.
Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма