Песня Казбича
Определяющим моментом в развитии лермонтовского творчества были факторы действительности, времени. Наша точка зрения принципиально отвергает идею о развитии творчества Лермонтова в зависимости от литературного подражания. Анализ ранних кавказских поэм, и в первую очередь поэмы «Измаил-бей», еще раз на конкретном примере показывает, как узки те границы, в которые пытались включить изучение лермонтовских произведений представители противоположной точки зрения. При рассмотрении такого произведения, как «Измаил-бей», изучающих подчас сбивало с правильного пути даже просто то обстоятельство, что эта поэма выдержана в нормах романтического стиля.
Уже в раннюю пору, к которой относится создание рассматриваемых нами поэм, отчетливо выявились те принципы, которыми определялся творческий метод поэта. Лермонтовский гений искал вдохновения в подлинной жизни, в народной поэзии, в фактах действительности.
Мы теперь можем понять источник той особой интонации, которая звучит в часто цитируемом четырехстишии Лермонтова, относящемся как раз к раннему периоду творчества. Эта особая интонация — в знаменитых строках:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
В поэме «Аул Бастунджи» рассказывается о вражде двух братьев — Акбулата и Селима. Старший из них, Акбулат, женится на Заре. Преступной страстью к ней зажегся и Селим, как только Зара появилась на пороге дома, в котором до того времени в мире и дружбе жили братья.
Не умея побороть страсти, Селим открывается брату и просит отдать ему Зару. Акбулат негодует и отказывается. Селим покидает дом, скрывается и ждет часа, чтобы овладеть любимой женщиной.
Однажды Селим, подстерегши, застает Зару одну в то время, когда она купалась в ручье.
Она беспомощна, но Селим, несмотря на то, что в нем кипит страсть, только молит о любви. Гордость не позволяет ему просто овладеть Зарой, похитить ее, он хочет, чтобы она по своей воле согласилась бежать с ним.
Не желая забывать долга, Зара отказывается. Селим покидает ее.
В роковой день к сакле Акбулата запаленный хозяйский конь примчал труп Зары. Ее похитил и убил Селим и, чтобы насладиться местью, привязал труп к седлу коня, похищенного одновременно с Зарой.
Заканчивается поэма описанием пожара, который в ту же ночь уничтожил саклю Акбулата и весь аул Бастунджи: Сгорел Аул — и слух об нем исчез…
Так завершается драматическое действие поэмы.
Интересующий нас эпизод поэмы предшествует той части, в которой рассказывается об убийстве Зары, пожаре и гибели аула Бастунджи. Возвращаясь с охоты домой, где его ждет известие об исчезновении жены, Акбулат встречается с муллой —
Вот, раз, с охоты ехал он назад:
Аул дремал в тени таясь от зною:
С мечети божьей лишь мулла седой
Ему смеясь кивает головой;
Характерный мотив, отразившийся в творческой практике Лермонтова и созвучный фольклорным представлениям, имел значение и при построении действия в поэме «Аул Бастунджи» он сыграл здесь значение в создании колорита времени и места.
Мысль «Черкесской песни» еще раз отразилась в одном из лермонтовских произведений.
Поет черкесскую песню, в которой и говорится, почему он принимает свое решение.
Песня Казбича — та самая, которая ранее была Лермонтовым включена в поэму «Измаил-бей». Теперь она подверглась новой обработке:
Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.
Итак, Казбич поступает в согласии с правилом, усвоенным им из обихода народной мудрости. Следовательно, идея, выраженная в указанном народно-поэтическом произведении, нашла себе еще одно отражение в сюжете лермонтовского произведения. Отказ Казбича ведет к ссоре между ним и Азаматом, что в свою очередь является важнейшей составной частью завязки и вообще всей повести «Бэла».
Все происходит, как задумал Печорин. Азамату достается Карагез, Печорину — Бэла.
Похищенная Азаматом Бэла остается жить у Печорина. Мы укажем еще на некоторые обстоятельства, характеризующие реальную документированность содержания повести. Азамат — отчаянная голова, у него на уме только удальство и молодечество. После того, как ему удалось увести лошадь Казбича, он оставляет отцовский дом и исчезает.
Бытующее на Кавказе и данное Лермонтовым персонажу своей повести имя — Азамат — является словом, имеющим определенное значение. «Азамат» — молодец, удалец, юноша (лет двадцати)
Характеризуя Казбича, Максим Максимыч говорит о нем: «Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре». Действие, которое завязалось в начале повести и повлекло за собою ряд событий, ведет к трагической развязке. Выждав день, Казбич похищает Бэлу. Но возвращающиеся с охоты Печорин и Максим Максимыч подоспевают вовремя — Казбич еще не успел ускакать с Бэлой.
Во время погони выстрелами из ружей Печорин и Максим Максимыч ранят Казбича и его лошадь. Казбичу удается все-таки уйти. Бросив раненую лошадь, он как кошка вскарабкался на утес и скрылся. Однако он успевает нанести кинжалом смертельную рану Бэле. Через несколько дней Бэла умирает.
Таким образом, в завершении действия обнаруживается непосредственная связь с исходной ситуацией. И совершенно естественно, что Казбич делает попытку похитить Бэлу: она ему очень нравится. В свое время Бэла ему не досталась потому, что он отказался отдать за нее своего коня. Казбич должен попытаться овладеть Бэлой. Чутье и такт художника подсказали Лермонтову, что представление о характере Казбича было бы неполным, если бы он не сделал подобной попытки. Естественно согласуется с поступком Казбича и то, что он хотел отомстить Печорину за его содействие Азамату в похищении Карагеза. Удар кинжалом в спину в тот момент, когда Казбич увидел, что похищение Бэлы не удалось, — поступок, вполне оправданный моралью Казбича. Кстати, Казбич поступает так же, как герой поэмы «Аул Бастунджи» Селим, который убивает Зару.
Судьба людей, жизнь которых соприкасалась с жизнью Печорина и в чем-либо зависела от него, трагична. Это и определяет все построение повести и исход ее действия.
Осуществляя свой замысел, Лермонтов опирался на представления, возникавшие у него на основе знакомства с реальным материалом, с фольклором, этнографическими данными и т. д.
Те обстоятельства, на которые мы указывали в настоящей главе, характеризующие условия среды, места и времени, дают добавочный материал для суждения о характере связи с жизнью реалистического романа Лермонтова.
Песня Казбича