Песня о Родине
Песня о Родине «2000», 14.07. 2006г.
Одно из расхожих обвинений в адрес России и Советского Союза — их «импе-риализм». Странная все-таки эта «империя». Огромные пространства России и СССР вызывали и вызывают патологическую зависть и нежелание объективно взглянуть на историю этой «империи». На протяжении веков Москва была надеждой на спасение, на возрождение многих народов и народностей, изо всех сил стремившихся под надежное «крыло» «белого царя».
Угроза физического истребления вынудила грузинский, укра-инский и другие народы искать спасение в «вечном союзе» с Россией.
Эта «империя» в годы советской власти возрождала малые народы и народностм, фор-мировала их государственность. национальное самосознание и культуру…
После этих слов националисты завопят, что Россия «не позволила» Украине стать не-зависимой в те страшные годы. Но этот вопль для тех, кто не знает истории. России не требовалось особого труда, чтобы законно большую часть нынешней Украины включить в состав своих территорий. Так нет же, эти «империалисты» собрали воедино все украин-ские земли да еще великодушно присоединили к Украине свои исконные земли , к тому же оторвали от вечного ее «друга» — Польши Запад-ную Украину.
Вот такие «империалисты». эти россияне. Благодарность украинского поли-тикума известна: обвинение в империализме.
Любимым коньком обличителей прошлого является тоталитаризм Советского Союза. Давайте поговорим об этом. После Первой мировой войны авторитарно-тоталитарные ре-жимы появились и утвердились в тех странах Европы, в которых были ликвидированы остатки феодальных отношений. Интеллигенция этих государств, властительница общест-венных настроений и инкубатор будущих политических элит, воочию наблюдала всю гнилостъ, пошлость и лживость т. н. западных демократий, а потому искала собственный, особый путь развития. Отсутствие политического и государственного опыта невольно привело их к примитивно-уравнительным идеям «рабочего коммунизма» и «утопического социализма».
Капитализм «призвал» к политической жизни огромные массы социальных низов, не имеющих ни достаточного образования, ни опыта демократии, что и привело их в обьятия харизматичных лидеров, одержимых идеей построения в своих странах особого общества. И СССР в этом не был одинок. На этом же пути в разное время оказались Польша, Германия, Италия, Венгрия, Испания, Финляндия, Югославия, Румыния, Португалия, Словакия, прибалтийские республики…
Так что тоталитаризм был повальной «болезнью» времени, эпохи. Но учебники истории об этом «дипломатично» умалчивают. Да и в названных странах никто не истязает себя по этому поводу.
Возникает вполне резонный вопрос: почему эта «болезнь» не поразила Великобрита-нию и Францию?.. Да потому, что здесь капитализм имел давнюю историю и был свободен от пережитков феодализма, следовательно, проблемами роста, «левизны» они «переболели» еще тогда, когда вопрос о приходе сторонников «рабочего коммунизма» к власти не стоял и не мог стоять даже теоретически. Так что заявлять о том, что определен-ные нации склонны к диктатуре, а другие — к демокра-тии, мягко говоря, не научно.
Бичуя тоталитаризм, давайте не будем забывать и о том, что эта система показала высокую эффективность и выживаемость в переломное, рубежное для цивилизации время. Демократические системы приемлемы в периоды более-менее стабильного развития цивилизации. А так как земная цивилизация время от времени испытывает и будет испытывать кризисные состояния, то приход авторитарных и тоталитарных режимов исторически неизбежен.
Значит, в глобализующемся мире необходимо искать и находить им адекватные противовесы и не доводить отношения с ними до противостояния, когда оно будет способно отправить мировую цивилизацию в небытие.
Оперировать историческими фактами надо бережно, трактовать взвешенно и точно выражать свою мысль. Возьмем, например, заметку А. Гулея о 9 Мая. Казалось бы, автор напоминает нам об уроках Второй мировой войны, но выходит нечто иное. Цитирую: «И ведь чистую правду говорил в начале 1943 г. д-р Геббельс, что единственным реальным бастионом против большевистского варварства был именно третий Рейх…» Он так вольно обошелся со знаками препинания, что невозможно понять: то ли он цитирует Геббельса, то ли высказывает собственную мысль.
Вдумайтесь: оказывается, Геббельс был чистейшим правдолюбцем, и фашизм только остановил «боль-шевистское варварство». Может быть, автор хотел сказатъ нечто другое, но получилось то, что получилось. Извините за излишнее менторство — издержки Профессии.
К этому хотелось бы заметить: идеи имеют право на существование, их запретитъ не-возможно. Совсем другое дело воплощение идей, когда они из категории «чистого разума» переходят в практическую плоскость. Это уже вопрос нравственности.
Вот здесь-то и выползает варварство. «Варвар» — советский солдат ценой собственной жизни спасает немецкую девочку, а цивилизованный американский летчик, ничем не рискуя, сбрасывает атомные бомбы на спящие Хиросиму и Нагасаки. Или еще пример: борьба «самой демократической страны в мире» с мировым терроризмом. Ну чем плоха идея?
Она-то хороша, да только осуществляя ее, американцы уничтожили более десятки тысяч мирных иракцев. Такая «демократия» приведет только к торжеству мракобесия и новой всемирной бойне.
Старшеклассники часто задают мне вопросы о сути научного социализма: об извраще-ниях и ошибках, допущенных на практи ке при создании Советского Союза, о том, почему учебники и пресса только негативно пишут о Стране Советов.
Задаю встречный вопрос: «Как вы считаете, у ваших родителей есть какие-нибудь недо-статки или они у вас вдеальные?»-«Разумеется, есть», — слышу в ответ. И тогда я им говорю следующее: «Вы сказали, что у ваших родителей есть недостатки. Но вы ведь не выходите на улицу и не кричите об этих изъянах, не позволяете соседям плевать в ваших отцов и матерей, не бросаете их, потому что это — тяжкий грех. Вы любите родителей такими, какими они есть.
Вы пытаетесь помочь им измениться, чтобы в вашу семью пришло настоящее семейное счастье, взаимопонимание и согласие. А родителей, как и Родину, не выбирают!
Совсем по-другому поступили мы, старшее поколение. Мы предали свою Родину, позволив оплевать, вместо того чтобы помочь нашей матери Отчизне стать более крепкой и ласковой ко всем детям: даже неразумным и недальновидным. Мы — клят-вопреступники, и нет нам прощения.
Мы легко отдали Родину на растерзание во имя каких-то блестящих и мифических «погремушек».
Вместо шага вперед к обновлению страны мы очертя голову, чертыхаясь и кляня собственную историю, двинулись в зловещее прошлое человечества — империалис-тический капитализм. Весь мир, уверенно преодолевая бешеное сопротивление гло-бального империализма, движется в сторону социально ориентированного общества. Мы же, развернув националистические знамена, с гиканьем и «дикими танцами» устремились в противоположном направлении.
Общемировой исторический процесс нам не указ.
Вот уже подрастает новое поколение, не знавшее реалий жизни в Советском Союзе. А потому для них СССР — некое чудовище, с которым они начинают «воевать», в том чис-ле юмором. Юмор актуален, смешон и патриотичен, если он разоблачает и бичует действующую власть.
Пляски и ерничанье на могилах предков — аморальны. 2 июня с. г. в выступлении, безусловно, талантливой и смелой команды «Квартал-95» на «Интере» неприятно резануло глумление над исторической фразой: «Если не вернусь, считайте меня коммунистом». Есть святые понятия…
Именно эту фразу произносили миллионы ветеранов Великой Отечественной и те, кто ради этих жизнерадостных молодых людей на сцене сложил свои головы на полях сражений с фашизмом. Вечная им память и слава! История имеет свойство платить той же монетой.
Кто не помнит деяний и заслуг своих предшественников, сам будет безнадежно похерен потомками.
У многих возникает естественный вопрос: почему СССР пришел к такому трагическому финалу? Ответ сложный и многоплановый. Немалую роль в этом сыграл внешний фактор.
Но и немаловажная отводится советскому чиновничеству. К сожалению, абсолютное большинство из нас не может разделить два понятия-Родина и государство. Они сплелись в нашем сознании в нечто единое.
Но Родина — это Дом, в котором ты родился; улица, на которой ты вырос; школа, в которой ты учился; твои родные, друзья, знакомые; армия, где ты служил; завод, учреждение, колхоз, где ты работал…
Государство — нечто иное. Это чиновничий аппарат управления и насилия. Если Родину надо лелеять и любить, то госаппарат — терпеть как данность и необходимость, однако строго спрашиватъ с него, заставляя функционировать ради интересов общества.
У нас же госаппарат существует независимо от общества, заставляя общество служить ему. Вот такое Зазеркалье.
Трусливо промолчав при развале Советского Союза, мы предапи не государство, а Родину. Государство почти безболезненно мимикрировал в новоявленные управленческие и карательно-фискальные органы т. н. независимых го-сударств. На мой взгляд, именно в этом заключается одна из причин того, что прошло уже 15 лет после развала СССР, а на постсоветском пространстве в основном свирепствуют нищета, коррупция, бандитизм, беззаконие власти и прочие атрибуты независимого от разума и совести существования.
Предавший однажды… Для чиновника в основной своей массе нет дела до Родины, для него на первом месте личный интерес. Поэтому он ворует, предает, нарушает нормы морали. В конце 80-х годов прошлого века советский народ уже не верил чиновникам, олицетворявшим государство, и потому безучастно, даже с некоторым любопытством наблюдал, как на его глазах трещало по всем швам государство, а вместе с ним гибла и великая Родина.
Но мы очень любознательны и любим проводить эксперименты на самих себе.
История, как и всякий процесс, в том числе социальный, имеет цикличностъ. Развал «империи зла», наступление на социальные права и свободы большинства населения, яростный остракизм всего, связанного с советским прошлым, с русским языком, куль-турой, кажется, уже прошли самую низшую, «мертвую» точку. Налицо едва заметное, но все возрастающее движение в обратном направлении.
Выборы 2006 г, языковой регио-нализм юго-востока, события в Феодосии, решение Верховного Совета АРК об анти-натовском статусе лишь подтверждают это. Начался не только обратный отсчет «эры клики оранжевых», но и откат от западничества и мощный подъем славянофильства.
Помнить историю необходимо. Вскрывать преступления прошлого также нужно, но большого мужества и гражданственности это не требует. Спекуляции и делание карьеры на ошибках прошлого — отвратительны.
Массовое «прозрение» тех, кто был вскормлен и выпестован на трудовые копейки советских людей, а сейчас самозабвенно оплевывает непростую трагическую и героическую историю советского народа, — омерзительно.
Случилось то, что случилось, а потому воспринимать историю следует как свершив-шуюся данность и не «лаять вслед прошедшему, как собаки» .
И хотя против моей воли меня насильно сделали гражданином «независимой» Укра-ины, я был, есть и буду гражданином Советского Союза. Очень горжусь моей Родиной. Ею не торговал и не торгую.
Того и вам желаю.
Г. ГУБИН, с. Ромашкнно
Песня о Родине