Пьесы Ежен Йонеско иили Уроки абсурда автора
Ежен Йонеско родился 26 ноября 1912 года в румынском городе Брашов. Его мать была француженкой. В 1913 г. родители будущего драматурга перебрались в Париж. В Румынию семья вернулась в 1925 г. В Бухаресте Ежен закончил университет, преподавал французский язык в лицее. А в 1938 году, получив стипендию, навсегда уехал во Францию. До 1948 г. Йонеско делал лишь регулярные дневниковые записи и, по его собственным словам, ощущал тягу к театру. В 1950 г. в парижском «Театре Лунатиков» режиссер Н. Батай поставил первую пьесу Йонеско «Лысая певица». Поводом к написанию пьесы стало ознакомление автора с самоучителем английского языка. В бестолковости услышанных фраз, в бессодержательности диалогов, в банальности мыслей и алогичности ситуаций, описанных в учебнике, Йонеско увидел отображение абсурдности человеческого бытия.
В поисках новой эстетики. «Лысая певица» имеет подзаголовок «анти пьеса». Йонеско, в самом деле, пишет произведение, которое разрушает каноны драматургического рода. «Лысая певица» — пьеса камерная, как, впрочем, и большинство пьес Йонеско. Главные персонажи — супружеская пара Смит и супружество Мартин, которые пришли в гости к Смитам. Пьеса лишена традиционного сюжета, в ней, в сущности, ничего не происходит. Персонажи обмениваются репликами, словами, в которых нет ни новой информации, ни оригинальной живой мысли. Диалог в пьесе строится по принципу алогичности, разрушения причинно-следственных связей. Динамизм пьесы заключается в том, что по мере приближения к финалу язык персонажей становится все более и более нечленораздельным, и в завершающей сцене они бросают в лицо друг другу уже не реплики и даже не слова, а отдельные слоги и звуки. Автоматизм языка — главная тема «Лысой певицы». Пьеса Йонеско учит нонконформизму, развенчивает мелкого буржуа как тотального конформиста, как человека воспринятых им идей и лозунгов.
Уроки абсурда. Вторая пьеса Йонеско «Урок» (1951) развивает идею драматурга о творческой энергии языка. Язык трансформирует реальность: скромный учитель превращается в убийцу, так как «арифметика ведет к филологии, филология — к преступлению». Учитель, носитель языка, воплощение интеллектуального, умного начала, в своем единоборстве с наивным самодовольством и неотесанным «трезвым толком» своей ученицы подвергается энергии языка, ее власти и совершает преступление.
Пьесы «Жертвы обязанности» (пост. 1953), «Амадей, или же как от него избавиться» (1954), «Бесплатный убийца» (1958) развивают тему абсурдности бытия, постепенно разрушают внешнее правдоподобие образа, нередко иллюстрируя процессы, которые происходят в подсознании.
Против стадности и озверения. Пьеса «Носороги» (1959) — аллегория человеческого общества, где озверение людей — закономерный результат социального устройства. Со временем Йонеско так объяснял замысел своего произведения: «Носороги» — без сомнения, антинацистское произведение, но прежде всего. это пьеса против коллективных истерии и эпидемий, которые кроются под личиной ума и идей, но не становятся от этого менее серьезными коллективными заболеваниями, которые оправдывают разные идеологии».
Авангардным Йонеско считал такое искусство, которое объединяет в себе конкретно-историческое и универсальное, которое в актуальном видит определенную «неизменяемую общую основу, которую можно раскрыть непосредственно в себе». По мнению Йонеско, искусство по своей природе является аристократическим, поскольку защищает индивидуальность от стадности: «Настоящий аристократизм является не чем иным, как стремлением к свободе. Драматург остро выступал против ангажированности искусства: «Ангажированность ампутирует человека». Важной задачей искусства он считал исследование огромных пространств внутри нас самих. В пьесах «Воздушный пешеход» (1963) и «Король умирает» (1963) главной становится тема смерти и разрушения. Пьеса «Жажда и голод» (1965) свидетельствует об отходе Йонеско от сатирической направленности и относительной конкретности изображения, это произведение является наиболее полным воплощением пессимистических идей драматурга, знакомых читателю и зрителю по его ранним произведениям.
К границе Молчания. 1970 г. драматурга избрали членом Французской академии. Но вскоре после этого Йонеско отошел от литературной деятельности, посвятив свой досуг коллекционированию полотен любимых художников (его «кумирами» были прежде всего Хуан Мера и Макс Эрнст) и живописи (картины Йонеско напоминают веселые детские рисунки).
Умер Э. Йонеско в 1998 году. Последние годы его жизни прошли в швейцарском городке Сен-Галлен. За несколько лет до смерти, оглядываясь назад и оценивая пройденный путь, драматург отмечал на страницах немецкого журнала «Цайт магазин»: «Лысая певица» — это пьеса молчания, так как ни о чем не рассказывает. На закате дней я осознал, что очень люблю жизнь, люблю людей, но своим творчеством приблизился к границе Молчания».
Пьесы Ежен Йонеско иили Уроки абсурда автора