Пьесы Мартина Вальзера
У истоков развития этого театра стоял Мартин Вальзер. Занимаясь творчеством Брехта и театром абсурда, он создал драматургию, которая стремилась соответствовать социальной действительности 46: пьесы должны по возможности быть ближе к знакомому материалу; «так называемое положительное начало отсутствует в реалистической пьесе. Не в качестве антигероя и не как искусственно придуманный неожиданный эпилог. Положительное начало не в ответах, которые могли бы дать привилегированные герои, а в том, что проявляется в нашей сиюминутной жизни» 47.
Автор видел залог развития драматургии в возможностях прямого вмешательства в жизнь. В театре современник наблюдает процесс, чьим объектом он сам является вне стен театра. «Самое главное в театре — выражать общественное мнение» 48.
Пьеса «Дуб и кролик» (1962) в эпически развернутых эпизодах дает примеры человеческих взаимоотношений в различных исторических ситуациях. Новые условия требуют от персонажей умения приспосабливаться к ним. В центре пьесы Алоиз Грюбель, кастрированный нацистами, он разводит кроликов и дает им еврейские имена; будучи чем-то средним между Швейком и Войцеком, он все время немножко не успевает приноравливаться к изменившимся условиям. В этой трагикомической фигуре Вальзеру удалось сатирически обрисовать оппортунизм мелкой буржуазии — существенную «массовую базу» фашизма — и одновременно обнажить тенденции его реставрации в Германии (этапные годы: 1945, 1950, 1960) в параллели с фашистским прошлым, а также показать сужающиеся возможности развития человеческой личности. Конфликт раскрыт в трех исторических пластах и изображен как нескончаемая
Коллизия. Сатирико-комический подход подчеркивает анахронизм общества, которое все-таки настолько могущественно, что его потенциальные противники вынуждены приспосабливаться. Однако развитие конфликта дает зрителям возможность для иных выводов.
«Черный лебедь» (1964) свел в драматическом конфликте прошлое и настоящее во взаимоотношениях персонажей. При этом разоблачается продолжающееся воздействие фашистского прошлого. И здесь Мартину Вальзеру важен в первую очередь показ поведения героев. В подзаголовке пьесы сказано: «Как сегодня обращаться с прошлым, зависит от того, каким видом памяти ты обладаешь. Эта пьеса, которая могла бы называться «Виды памяти», показывает несколько их видов». Развитие сюжета определяется активными действиями Руди Гоотхайма, который узнает о фашистском прошлом своего отца. Беря на себя вину отцов вообще, он хочет побудить их к раскаянию. Его попытки безуспешны; он кончает с собой. Пьеса показывает социальную безрезультатность индивидуального искупления и должна вызвать у зрителей отрицательное отношение к такому виду поведения. Пьеса явно направлена против тех произведений, которые абсолютизировали роль личной совести и индивидуальной вины и обходили при этом социальный характер вопроса о вине.
«Реквием по бессмертному», «Господин Кротт в сверхнатуральную величину» (1964) — это парабола на отживающий капитализм. В сатирическом образе крупного капиталиста Кротта, который тоскливо стремится к своему концу и ищет того, кто нанес бы ему последний «удар милосердия», Вальзер рисует картину летаргии «общества благополучия» в Германии к началу 60-х годов. Под сатирический прицел попадает также и охваченный оппортунизмом рабочий класс. Несмотря на такой односторонний, не соответствующий их реальной противоречивости показ противников Кротта, Вальзер уже здесь встает на антикапиталистическую позицию, которая лишь несколько лет спустя нашла более убедительное отражение в литературе Германии.
Разрушение человеческих отношений оппортунизмом, который порождает и поддерживает капитализм, — тема пьесы с четырьмя действующими лицами «Заезд по дороге» (1961), которая, как и «Комнатная битва. Учебная пьеса для супружеской пары» (1967), считается прежде всего драматургическим упражнением.
Особое место в творчестве Вальзера занимает пьеса «Грязная игра» (1973). Сцены показывают Нюрнберг XVI столетия, когда после разгрома крестьянских восстаний господствующие порядки заколебались, и в городах тоже обнажились социальные противоречия. Вальзер исследует роль представителей интеллигенции в этой борьбе. У них есть выбор: присоединиться к революционным борцам или «притвориться слепыми» и продолжать оказывать властям поддержку, какой от них и ждут: критикой и утверждением законности. Восстание было подавлено, и народный певец Йорг Граф, жаждущий достигнуть чего-то путем лавирования, проигрывает. Его ослепляют.
Пьесы Мартина Вальзера