Петр Первый
В данном тексте В. О. Ключевский поднимает много глобальных вопросов. Можно ли, используя силу власти, принести народу свободу и просвещение? Может ли несвободное общество быть одновременно гражданским? Ключевский анализирует эпоху Петра и произошедшие в обществе перемены. Реформы Петра автор называет борьбой деспотизма с косностью народа, попыткой принести в порабощенное общество культуру и науки, используя авторитет власти.
Ключевский не дает однозначной оценки явлению. Он считает, что вопрос о возможности сочетания деспотизма и свободы до сих пор не разрешен. По моему мнению, самодержавие вполне может быть главной силой просвещения. Если общество не может найти в себе сил для преобразований, правитель должен взять на себя заботу об общем благе. В истории России много примеров подобного.
Реформы Петра I и Александра II, хотя и были необходимы, осуществлялись по инициативе правителей, а не народа. Публицист Максим Калашников в книге «Третий проект» много рассуждает о самодержавной власти в России и приходит к выводу: в сложную эпоху обязанность правителя — действовать во имя блага страны, даже если это требует применения силы.
Петр Первый