Писать о Пушкине значит писать, о целой русской литературе
В своем идейном и художественном росте Пушкин прошел через все основные стадии, через которые прошла духовная жизнь передовых кругов русского общества конца XVIII — первых десятилетий XIX в., с тем чтобы возглавить дальнейшее движение литературы вперед.
Пушкин испытал глубокое и плодотворное воздействие идей просветительской философии XVIII в.; ранний период его творчества проходил под знаком прогрессивного, революционного романтизма; наконец, в период расцвета своего творчества он твердо встал на путь создания реалистического искусства слова. Сам автор «Евгения Онегина» и «Капитанской дочки» сжато — всего в двух словах,- но чрезвычайно ясно и точно определил свое особое писательское лицо, назвав себя «поэтом действительности». Это меткое определение значит, во-первых, что Пушкин развертывает необычайно полную, правдивую и глубокую картину внешнего и внутреннего мира — природы, человека, общества, т. е. является великим писателем-реалистом, родоначальником русского реализма. Во-вторых,, это значит, что своим воссозданиям реальной жизни в самых различных ее проявлениях — от высокого, исключительного, героического до самого простого будничного, порой смешного — Пушкин умеет придавать необыкновенную поэтичность. «Где жизнь, там и поэзия»,- любил повторять Белинский. Пушкин доказывает это всем своим творчеством.
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. В семье его родителей — типичных представителей «старинного» дворянства того времени — интересовались литературой и театром. Сергей Львович, отец поэта, писал стихи на французском языке. Дядя поэта, Василий Львович, был довольно известным в свое время стихотворцем/В московской гостиной Пушкиных неоднократно бывали Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев. Однако литературные интересы и занятия отца и даже дяди, по существу, носили дилетантский характер. Детей С. Л. Пушкин воспитывал на обычный тогда для дворянских кругов чужеземный лад: сдал на руки гувернеров-иностранцев.
Пушкин позднее горько жаловался на «недостатки проклятого своего воспитания», отрывавшего его от родного языка, родного народа. Но помимо французов-воспитателей, в детстве около него были и русские люди — крепостные крестьяне господ Пушкиных: дядька Никита Козлов, некоторые черты которого, несомненно, отразились в Савельиче из «Капитанской дочки», и замечательная простая русская женщина, мастерица меткой и яркой русской народной речи, няня Арина Родионовна. Через няню Пушкин уже тогда приобщился к сокровищам народного творчества.
Осенью 1811 г. Пушкин начал учиться в только что созданном закрытом учебном заведении — Царскосельском лицее. Вскоре началась Отечественная война 1812 г., и самого Пушкина, и его друзей-лицеистов охватило величайшее патриотическое воодушевление. О силе его много лет спустя вспомнил Пушкин, обращаясь к друзьям в последнем из своих стихотворений, посвященных годовщинам основания лицея:
Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас… («Была пора; наш праздник молодой…», 1836)
В лицее создалась весьма насыщенная литературно-творческая атмосфера. Стихи слагались не только индивидуально, но и коллективно; среди лицеистов возникли своеобразные литературные кружки; выпускались рукописные журналы, антологии стихов лицейских поэтов и т. п. Пушкин скоро стал душой всего этого литературного лицейского мирка. Известность его быстро вышла и за пределы лицея. Уже в 1814 г. в «Вестнике Европы» появляется стихотворение четырнадцатилетнего Пушкина — сатирическое послание «К Другу стихотворцу». Несмотря на традиционность жанра, восходящего к «классическому» образцу (сатирам Буало и его русских последователей), фразеологии, даже самого содержания этих стихов, в них отчетливо выражены задушевные переживания, мечты и начинающие уже в эту пору складываться литературные убеждения молодого поэта. Автор предъявляет к «хорошим стихам» требование общественной полезности и выражает твердую решимость посвятить себя литературе — стать писателем. К самому началу 1814 г. относится и первый триумф Пушкина-поэта. Знаменательно, что этот первый триумф был связан с произведением, в значительной своей части посвященным именно Отечественной войне 1812г.,- с «Воспоминаниями в Царском Селе».
«Воспоминания в Царском Селе» были написаны Пушкиным по предложению одного из уважаемых им лицейских профессоров, Галича, для публичного экзамена лицеистов при переходе с младшего курса (первые три года обучения) на старший. Стихотворение явилось своего рода испытанием Пушкина как поэта. И этот «экзамен» он блестяще выдержал. Прочтение им «Воспоминаний» превратилось в подлинное торжество и составило один из самых волнующих эпизодов его литературной биографии, навсегда запечатлевшихся в его сознании и в значительной степени определивших его дальнейшую судьбу. Особое значение тому, что произошло, придавало присутствие на лицейском экзамене крупнейшего русского поэта прошлой эпохи — Г. Р. Державина.
Прослушав пушкинские «Воспоминания…», Державин предугадал, что в смуглом и кудрявом отроке, с восторженным трепетом прочитавшем перед ним свои стихи, растет его подлинный исторический преемник, растет, как он уверенно твердил, «второй Державин». Одобрение Державина произвело огромное впечатление и на окружающих, и на самого Пушкина. К этому времени в журналах уже был напечатан ряд его стихов, но только под «Воспоминаниями в Царском Селе» он поставил свою полную подпись: Александр Пушкин. «Воспоминания…» были проникнуты горячим патриотическим чувством, отражавшим общее настроение передовых людей того времени. «В этих великолепных стихах,- свидетельствует один из ближайших друзей Пушкина, декабрист И. И. Пущин,- затронуто все живое для русского сердца». Но уже и в эту пору патриотическая гордость великим историческим подвигом русского народа начала сочетаться в поэте с гражданским негодованием к его угнетателям — с ненавистью к «рабству».
Писать о Пушкине значит писать, о целой русской литературе