Писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон
Талантливый писатель и художник-анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860- 1946) положил начало популярному жанру зообеллетристики и вместе с тем новому направлению в канадской и американской литературе. Многочисленные книги о животных принесли ему мировое признание. Англичанин по происхождению, Сетон-Томпсон с детских лет жил в Канаде, где долгие годы изучал диких животных в естественных условиях обитания. К литературной деятельности он обратился с начала 80-х годов. Первый сборник рассказов «Дикие животные, как я их знаю» {898) содержит восемь драматических «биографий» разных зверей от детства до глубокой старости или преждевременной гибели (обычно от неоправданной человеческой жестокости). Рисунки автора-беглые легкие наброски пером на полях книги-поясняют описания и сливаются с текстом в одно целое.
По словам Сетона-Томпсона, все его рассказы основаны на невыдуманных фактах, и он позволял себе проявлять вольность лишь в том, что приключения, приписанные одному животному, случались со многими. С самого начала писатель поставил перед собой практическую цель: «остановить, по возможности, бессмысленное и бесцельное истребление животных». Охране природы была посвящена и его общественная деятельность.
Вслед за первыми публикациями, возвестившими рождение нового реалистического направления в литературе о животных, последовали другие художественные произведения Сетона-Томпсона: «Биография гризли» (1900), «Из жизни гонимых» (1901), «Животные-герои» (1906), «Биография серебристой лисицы» (1909) и др. Особую группу составляют «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились» (1903) и «Рольф в лесах» (1911). Обе книги, написанные в жанре приключенческого романа, служат своего рода практическим пособием для юных натуралистов и отвечают на многие вопросы следопыта-исследователя. Автору удалось создать настоящую художественную энциклопедию лесной жизни.
Литературная деятельность Сетона-Томпсона завершилась изданием интереснейшей автобиографии «Путь художника-натуралиста» (1940). Эта последняя книга показывает, как точны и достоверны были наблюдения писателя, с каким упорством и терпением он накапливал материал для своих рассказов. Реальность существования и «подвигов» четвероногих и пернатых героев подтверждается выдержками из дневников, которые Сетон-Томпсон вел на протяжении всей сознательной жизни. За долгие годы путешествий и скитаний по лесам у него накопилось около пятидесяти томов дневниковых записей и зарисовок, лишь частично воспроизведенных в его произведениях.
Сетон-Томпсон — один из первых художников-дарвинистов. Его рассказы как бы иллюстрируют основные положения дарвиновского учения о борьбе за существование, естественном отборе, взаимозависимости внутри органического мира, приспособляемости к природным условиям. Биологическая правдивость событий и наблюдений — величайшее достоинство Сетона-Томпсона. При этом «писатель очеловечивает животное («Мы-дети одной матери — «природы»), не впадая, однако, в вульгарный антропоморфизм. Очеловечивание выступает, в основном, как литературный прием, цель и назначение которого — популяризация — в первую очередь среди детей — дарвинизма, формирование у них природоведческих знаний, воспитание гуманных чувств. Выделяя из животного мира самых незаурядных представителей, Сетон-Томпсон старается прежде всего увидеть в каждом звере ярко индивидуальные, неповторимые свойства. Над средним уровнем данного биологического вида возвышаются высокоодаренные особи, достойные, по мнению писателя, такого же внимания и удивления, как гениальные личности. Жизнь животных-героев полна драматических событий. Отсюда эмоциональная напряженность, героическая патетика и острая сюжетность рассказов Сетона-Томпсона.
Неуловимая дикая лощадь предпочитает смерть неволе: ценой величайшего напряжения она разрывает путы и бросается в пропасть («Мустанг-иноходец»). Серебристая лисица Домино, загнанная до полусмерти, делает отчаянный прыжок и перебирается по плавучим льдинам на другой берег реки («Домино»). Умный и хитрый вожак волчьей стаи Лобо, любящий до самозабвения свою подругу Бланку, после ее гибели попадает в капкан и умирает от тоски («Лобо, король Куррумпо»). Смелая маленькая собачка набрасывается на свирепого медведя-гризли и спасает жизнь хозяину («Глупый Билли»). Крольчиха Молли, обладающая высокоразвитым материнским инстинктом, проявляет удивительную находчивость, чтобы спасти свое потомство («Рваное ушко»).
Почти каждый рассказ Сетона-Томпсона — волнующее жизнеописание зверя или птицы, способных на героические чувства и действия. Он Покоряет своей любовью к природе, превосходным знанием животного мира, умением облекать научные наблюдения в поэтические образы. Созданные им выразительные портреты и захватывающе интересные биографии животных-героев живут в сознании юных читателей наряду с героями любимых книг.
Писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон