«Плач Ярославны» — шедевр мировой литературы
«Слово о полку Игоревом» — произведение древнерусской литературы о защите Русской земли от половецкого нашествия. Написал его неизвестный автор. События, обрисованные в поэме, происходят в 1185 году, когда князь Игорь повел свое войско на половцев. Несмотря на затемнение солнца, которое провещало поражение, жена Игоря решила разбить половецкие войска, чтобы навсегда закрыть им путь на Русь. Но произошло наоборот. Только первые дни принесли радость победы. На третий день войско Игоря испытало поражение, а самого князя было взято в плен. Русские воины отдалили своя жизнь, защищая родной край, но силы не были равными. Чтобы преодолеть половецкие орды, нужно было объединить русские княжества для борьбы со врагом. Несогласие между князьями привела к поражению жены Игоря, но пострадавшая земля Русская, какая стала беззащитной.
Как же реагирует на поражение князя Игоря его Родина? Автор понимает, что передать переживание за военную неудачу, горе беззащитной земли можно только страданиями близкой С к Игорю человека. Такой есть жена князя — Ярославна. В произведении она — образец женщины-славянки, верной патриотки. С Ярославною мы знакомилось, когда она плачет на ворота в Путивле-Граде, обращающись к силам природы, заклиная их возвратить ей мужа. 5 Мы видим неутешительное горе жены, которая потеряла любимого, сопротивление и надежду. Думая о своем муже, она ищет поддержки у сил природы и для воинов Игоря.
Женщина готова полететь, чтобы только спасти возлюбленного и предоставить ему силы. Тоска, боль, отчаяние слились в этом плаче-причитании. С потерей мужа Ярославна теряет радость жизни. Грусть и безнадега охватывают ее. Подавая нам картину плача княгини, автор заставляет задуматься над тем, кто есть воин для своей земли, для своей любимой. Ярославна оплакивает не только своего мужа и его войско, она оплакивает Русскую землю, которая потеряла своих защитников. Сила чувства Ярославны помогает князю спастись из плена. Он поворачивается, чтобы снова защищать родную землю. Ярославна — мудрая женщина. Она поражает своей нежностью, и в тот же время силой. Для меня княгиня не просто жена Игоря. Я воспринял этот образ в единстве с образом земли Русской. Силой своей любви Ярославна возвращает Игоря к родному краю, к народу, который нуждается в защите. Возвратил Игорь из плена и земля Русская радуется:
Игорь едет по Боричевым к святой Богородице. Земли рады, огороды веселые.
Произведение «Слово о полке Игоревом» — не только памятка истории, это — шедевр литературного искусства. Через художественное воспроизведение действительности автор донес к нам величие и красоту человека в ее патриотизме, «храбрости и мужества», в верности в любви и самоотверженности. Это морально-этическое завещание всем, кто живет на нашей земли.
Почему «Слово о полке Игоревом» нашло такую популярность, чему эта летопись очень выделяется среди других произведений тех времен? Об этом написано много работ, немало русских и Иностранных ученых, литературоведов решали эту задачу и большинство из них сходились на мысли, которая одной из главных, а может, и главнейшей причиной была необыкновенный поэтический язык «Слова», которая благодаря своей красоте приближала это произведение к художественному.
Летописи тех времен не отличались утонченностью литературного языка. В них она была сухой, документальной ведь летописец должен был рассказывать только о том, что видел, без всяких перекручиваний и украшений, ведь это было главное правило написания летописей! Тем не менее, если посмотреть внимательно, «Слово» ни на шаг не отступает от этого правила. Наоборот, в нем события изложены более правдиво, чем в других «свидетельствах истории». Безымянный автор указывает на то, что он не будет петь незаслуженную хвалу, как это делал Баян, выдающийся рассказчик тех времен. Да и как можно безмерно восхвалять, ведь поход, о котором идет речь, закончился поражением!
Так что ж определило язык «Слова»? Прежде всего, то, что автор один из первых начал пользоваться многими литературными приемами. Чтобы ввести читателя у напряжение в залог тревоги, автор через явления природы, разговора воинов другие детали предвещает неудачу похода. Когда князь с женой были в дороге, их настигло затемнение солнца. Тем не менее волевой и мужественный князь не захотел возвратить, и сказал так: » Лучше быть вбитым, чем возвратить с позором». Казалось бы, все предвещало поражение, все силы природы: «Уже лисицы врут на червленые щиты, вороны слышат быструю поживу». Как описанное горе поражения, принуждая читателя болеть вместе с Русской землей, вместе с женами и детьми погибших воинов, которые больше не увидят своих мужчин кормильцев! Даже природа грустит за погибшими сынами: «Дерева пригнулись, трава полегла!»
Какие картины природы вводит автор в произведение! Вообще, летописях, если и было описание природы, то это был недвижимый, пейзаж, непосредственно связанный с событиями. Например, описание местности, где происходила битва. В «Слове» же природа оживает. Через природу автор сообщает о расположении духа, атмосферу событий, природа оживляет строки повести. К силам природы, к верховным силам, обращается Ярославна, жена игорева. Этот плач можно написать отдельное произведение, чтобы показать его ценность, неповторимость. Многочисленные эпитеты, которые в тексте, также очень обогащают язык «Слова».
Я рассказал лишь о небольшой части того, что можно рассказать о замечательном, поэтическом языке «Слова». Но, думаю: показал ее художественную своеобразность.
«Плач Ярославны» — шедевр мировой литературы