Планш и развитие жанра литературного портрета (статья В. П. Трыкова)
Планш и развитие жанра литературного портрета (статья В. П. Трыкова)
Начало развития жанра литературного портрета связано с именем Шарля-Огюстена Сент — Бева. См. статью: Сент-Бев и жанр литературного портрета (статья В. П. Трыкова). Дальнейшее развитие литературного портрета в XIX веке так или иначе шло под влиянием жанровой модели, созданной Сент-Бевом. Вместе с тем жанровые новации Сент-Бева были восприняты различными писателям по-разному. Одни выступали продолжателями традиции Сент-Бева, развивая и обогащая ее новыми открытиями (Л. де Ломени, Т. Готье, А. Уссей, Ж. де Нерваль и др.). Другие, признавая бесспорные заслуги Сент-Бева-портретиста, искали иных моделей развития жанра литературного портрета, вступали с его основоположником в скрытую или явную полемику. Одним из таких талантливых учеников-соперников Сент-Бева был Гюстав Планш (Planche, 1808-1857) — литературный критик, современник Сент-Бева, его постоянный литературный vis-a-vis. Имя Планша у нас известно лишь узкому кругу специалистов. В пятитомной академической «Истории французской литературы» оно упомянуто лишь единожды. Фундаментальная «История всемирной литературы» вообще не содержит упоминаний о Планше. Некоторые сведения о Планше как художественном критике можно найти в книге В. С. Турчина «Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков. Франция, Англия, Германия» [1]. Между тем в первой половине XIX века Планш воспринимался как достойный соперник Сент-Бева на поприще литературной критики. Некоторые из знатоков и ценителей (например, критик Леон Массон) ставили Планша-критика выше Сент-Бева [2]. «Настоящий мастер критики», — скажет о нем современник Э. де Мирекур [3]. «В интеллектуальном мире Франции романтической эпохи Планш выделяется как ключевая фигура», — констатирует В. С. Турчин [4]. Пути Сент-Бева и Планша неоднократно пересекались. Планш сотрудничал в 30-х гг. в «Глоб»; затем с 1831 г. писал для «Ревю де де монд», был главным литературным консультантом Франсуа Бюлоза, редактора «Ревю де де монд»; до того как его сменил Сент-Бев, состоял литературным консультантом Жорж Санд [5]. В отличие от Сент-Бева, Планш проявил свой литературный талант исключительно в сфере критики. Его перу принадлежат три сборника литературно-критических очерков и статей: «Литературные портреты» («Portraits litteraires», 1836), «Новые литературные портреты» («Nouveaux portraits litteraires», 1854), «Литературные очерки» («Etudes litteraires», 1855) — и два сборника, в которых Планш выступил в качестве художественного критика: двухтомник «Очерки о французской школе (1831-1852). Живопись и скульптура» («Etudes sur l’ecole française (1831-1852). Peinture et sculpture», 1855) и «Портреты артистов, художников и скульпторов» («Portraits d’artistes, peintres et sculpteurs», 1858). Итак, через четыре года после выхода в свет первого сборника литературных портретов Сент-Бева Планш издает в издательстве Верде свой двухтомный сборник под сходным названием «Литературные портреты», составленный из очерков о писателях, ранее опубликованных им в «Ревю де де монд». Сложилась ситуация конкуренции. В сознании современников не могла не возникнуть параллель с портретами Сент-Бева. Что означал факт издания сборника с названием, почти идентичным названию книги Сент-Бева? Был ли это акт литературного ученичества или литературной полемики? Свидетельствовал ли он об усвоении жанровых новаций Сент-Бева и о появлении первого последователя или был лишь следствием чрезвычайной популярности сборника Сент-Бева в литературной среде? Может быть, имеет место случайное совпадение названий? Последнее предположение отпадает сразу. Известно, что сначала Планш хотел назвать свой сборник иначе: «Fragments d’un Livre a faire», но отказался от этого названия из боязни, что оно станет мишенью для насмешек и шуток [6]. Однако это была не единственная и не самая главная причина. Смена названия имела полемический подтекст. Создавая свои литературные портреты, Сент-Бев закладывает основы «биографического метода». В свою очередь Планш, публикуя свой сборник под сходным названием, бросает вызов Сент-Беву, декларирует иной подход к изучению литературы, свой критический метод. М. Регар так комментирует выбор Планшем названия для своего сборника: «Это новое название было менее точным, чем «Fragments d’un Livre a faire», если иметь в виду манеру Планша, которого мало занимали внешний облик и душа писателя, его чувства и свойственные ему привычки. С другой стороны, Сент-Бев сделался мэтром жанра: он только что опубликовал второй и третий тома своих «Литературных портретов», и было рискованно и даже нетактично спустя всего несколько недель после выхода в свет его книг издава
Планш и развитие жанра литературного портрета (статья В. П. Трыкова)