По направлению к Солженицыну
Этот номер составлен по итогам Солженицынского конкурса, который наша газета совместно с Домом Русского Зарубежья проводила в 2009 году. Перед вами работы финалистов и победителей — вернее, лишь часть работ: если бы мы задались целью опубликовать все, то нам не хватило бы и объема хорошей книги. Интерес к конкурсу оказался очень большим: на суд жюри прислали свои разработки участники из 189 населенных пунктов России .
Эта география впечатляет, в списке — все буквы алфавита от А до Я . Радует, что в нем много деревень, сел, небольших городов.
Все это означает, что Солженицына в школах читают, в библиотеках спрашивают. Причем не только в объемах, определенных стандартами и примерными программами: конкурсанты взяли для своих разработок почти два десятка произведений писателя — и романы, и рассказы, и крохотки, и пьесы, и публицистику. Мы попытались хотя бы отчасти представить все это разнообразие на страницах номера .
Особое наше внимание «Архипелагу ГУЛАГ»: ведь с этого года фрагменты книги введены в базовую школьную программу. Произведение это трудное, даже в сокращенном виде его непросто будет освоить и учителям. Но начинать эту работу надо — во имя прошлого, которое встает во всей своей жгучей правде со страниц «Архипелага», во имя будущего, на карте которого не должно быть места даже малому островку этой страшной системы. Как начать разговор о книге со школьниками?
Об этом рассказано и в статьях , и в специальной брошюре, которая прилагается к номеру. Читательская конференция, разработанная Т. Ереминой, позволяет системно говорить об «Архипелаге», оставаясь в рамках тех немногих часов, которые отведены на это произведение программой.
Обратите внимание на фрагменты ученических сочинений, которые мы собрали в центре номера. Интересно, что школьники выбирают для своих размышлений произведения, о которых часто не берутся писать и взрослые — и находят здесь свои слова, свою интонацию. Возможно, иные выводы захочется оспорить, но несомненно благотворное влияние солженицынского слова на молодого читателя.
Даже если глубокое, полное понимание писателя пока для него невозможно .
А впрочем, что такое полное понимание? Существует ли оно? Скорее всего, это бесконечный путь — по направлению к автору.
Трудный путь, по которому хочется идти.
По направлению к Солженицыну