По следам Педагогического марафона
Как знают наши постоянные читатели, каждую весну в Москве проходит Марафон педагогических предметов, организованный Издательским домом «Первое сентября» при поддержке Департамента образования. И один из дней марафона отдается учителям литературы. Обычно на проводимых в этот день семинарах и мастер-классах присутствует около тысячи человек. Это немало — но еще большая армия словесников по понятным причинам не имеет возможности посетить марафон. Для них мы выпускаем диски с видеозаписью отдельных фрагментов Дня учителя литературы и специально организованных встреч.
Для них же в сегодняшнем номере даем блок материалов «По следам Педагогического марафона». Это записи, сделанные руководителями секций марафона. Каждый постарался представить то, с чем пришел на очную встречу с учителями.
Что же это были за встречи?
Учитель московской Традиционной гимназии Оксана Смирнова провела разговор с коллегами о «методике с человеческим лицом». Почему понадобилось именно такое определение? Дело в том, что методика, которая, по меткому замечанию О. Смирновой, тщится быть наукой, выработала для самозащиты и самоутверждения птичий язык, на котором изъясняется сама и заставляет общаться учителя и ученика.
Язык этот мертворожденный и умерщвляет все вокруг себя. Многие учителя и не ведают, что являются переносчиками опасной болезни, думая наоборот, что, приобщаясь к этому языку, приобщаются к науке. О. Смирнова показывает, как и зачем можно говорить со школьниками о настоящей науке нормальными человеческими словами. Ее материал мы продолжим публиковать в следующем номере. Также объявляем, что осенью 2015 года мы встретимся с Оксаной Смирновой на заочных лекциях в Педагогическом университете «Первое сентября», а весной на очных курсах у нее смогут заниматься учителя Москвы и Московской области.
Следите за рекламой.
Новым жанром для нынешнего марафона стали два открытых урока, проведенных нашими коллегами в незнакомых классах . Оба урока — московской учительницы Риммы Храмцовой И словесницы из Ижевска Натальи Ванюшевой — мы публикуем в этом номере. Р. Храмцова предложила девятиклассникам разговор о «поэтических памятниках», связав хорошо проверенную классику с современностью. Разговор на эту тему мы продолжим в августе, в № 16 — он будет полностью посвящен поэзии. Н. Ванюшева сосредоточилась на умениях работать с текстовой информацией и выбрала для своего урока материал необычный — современный, не знакомый для большинства детей и взрослых зарубежный Роман.
Перед нами пример занятия, на котором обучение неразрывно связано с формированием интереса к чтению . Напомним, что Н. Ванюшева ведет заочные курсы для учителей в нашем педагогическом университете уже в этом году. «Литература» начинает публикацию занятий курса с № 17. Р. Храмцова же — автор заочного цикла лекций по анализу поэзии, который уже много лет пользуется большой популярностью.
А москвичи могут встретиться с Риммой Анатольевной и на очных занятиях, которые в этом году начнутся в октябре.
Разговор о чтении подростков был подхвачен на специальном круглом столе. Особый интерес участников вызвало выступление Веры Белкиной из Новосибирска. Она рассказала о тех дефицитах чтения, с которыми сталкивается сегодня словесник, и о способах, которыми он может эти дефициты преодолевать.
Тема чтения подростков остается для нашей газеты магистральной, мы планируем к ней периодически возвращаться, поэтому будем рады, если вы поделитесь с нами своими размышлениями на этот счет.
Гвоздем марафона, вне всякого сомнения, стала встреча с Натальей Солженицыной, вдовой великого писателя. Она рассказала о Солженицыне-учителе, ответила на многочисленные вопросы собравшихся словесников. Своими впечатлениями от этой встречи поделилась Евгения Абелюк, которая напомнила читателям газеты, что «Литература» совместно с Фондом «Русское Зарубежье» проводит конкурс методических разработок и ученических сочинений по творчеству Солженицына. Конкурс продлится до начала октября — не откладывайте свое участие в нем на последние дни (
По следам Педагогического марафона