• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы А. Н. Островского, «сильным русским характером»?

 

Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы А. Н. Островского, «сильным русским характером»?

В драме А. Н. Островского «Гроза» показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, ярко изображается и живучесть морали «темного царства», и ее уязвимость. Все те герои пьесы, которых условно можно назвать жертвами «темного царства», отчетливо осознают, что порядок жизни в городе или в их семье порочен.

Но способны ли они на протест? Нет, они находят в себе силы лишь приспособиться к жизни: Варвара врет, потому что знает, что можно делать все, лишь бы только было «шито да крыто»; Тихон, сочувствуя жене, предпочитает исполнять волю матушки да пить горькую; Кулигин не спорит с Диким, а только рассуждает о возможных преобразованиях. И лишь одна Катерина не только понимает, что жизнь в городе протекает не по нормальным человеческим законам, но и не намерена с этим мириться. Одиночество Катерины среди героев пьесы подчеркнуто композицией произведения.

Она — единственный герой, не имеющий пары . Монологи Катерины преобладают над ее диалогами с другими персонажами. Катерина даже по своему происхождению чужой в Калинове человек. А. Н. Островский изображает ее как самобытный русский характер. Она народная героиня, образ которой, несомненно, был навеян автору образами русской поэзии.

Вспомним, что рассказывает она о своем детстве: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Именно неволя становится причиной того, что в душе Катерины начинает назревать протест. «…Мне так душно, так душно дома, что бежала бы», — говорит она Варваре. Но воспитана Катерина на религиозных представлениях о морали и долге.

А потому ей достаточно лишь только осознать, что она любит другого, чтобы начать испытывать чувство вины. И в пьесе появляется тема греха, который тоже понимается всеми героями пьесы по-разному. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни — мотив неминуемой гибели : » Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой?»; «Зачем ты моей погибели хочешь?»; «Ты меня загубил!» Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя него идет на верную гибель! «Не жалей, губи меня!» — восклицает она, отдавшись этому чувству.

И постепенно Катерина приходит к выводу: «Уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». Красота характера Катерины не только в ее поэтичности, но и в удивительном свободолюбии. Но ее воспитание, типичное для патриархальной Руси, приводит к тому, что в ее душе назревает конфликт с самой собой, ибо, с одной стороны, свои мечты о счастье она считает греховными, а с другой — потребность любви и свободы становится единственным, что занимает все ее мысли.

В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со сломанной волей и растоптанной душой. «Маменька ее поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск», — говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами.

Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таится, но «громко, во весь голос» зовет любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя!

Откликнись!» Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что все потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: «Для чего мне теперь жить, ну для чего?» Борис говорит о себе: «Что обо мне-то толковать! Я вольная птица». В сцене свидания Катерина ему завидует: «Ты вольный казак». Но, по сути дела, кто из них двоих более свободен? Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: «Нельзя мне, Катя.

Не по своей воле еду: дядя посылает… Не застали бы здесь!». Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует ее внутреннюю победу над силами «темного царства». «Опять жить?

Нет, нет, не надо… нехорошо!» Характерно здесь слово «нехорошо»: жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины, безнравственно. «А поймают меня, да воротят домой насильно…» Как страшно звучит здесь это слово — поймают, словно не о человеке идет речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает: «Ах, скорей, скорей! » Жажда освобождения торжествует и над темными религиозными представлениями. Катерина проникается убеждением в своем праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя!» — размышляет она о самоубийстве, которое, с точки зрения церкви, является одним из самых страшных грехов. И далее она подвергает сомнению это представление: «Грех! Молиться не будут?

Кто любит, тот будет молиться…» Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к Богу и выражают не раскаяние в совершенных грехах — они обращены к любимому: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Как гроза в жаркий летний день приносит людям облегчение, так и после смерти Катерины, пусть даже ненадолго, в жертвах «темного царства» появляется стремление вырваться из-под власти самодуров. Варвара и Кудряш бегут из Калинова. Кулигин обращается к собравшимся на берегу людям с горьким упреком.

Даже вечно покорный Тихон бросает матери в лицо обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Но способен ли кто-нибудь из них отстоять свою свободу ценой жизни?

Островский уверен, что нет, потому что сильно еще в людях покорство. И в смерти Катерина так же одинока, как и в жизни. Вот, наверное, почему проницательный русский критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером».

Женщина, идущая в своем протесте до конца, должна быть исполнена, по словам критика, поистине героического самоотвержения.



Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы А. Н. Островского, «сильным русским характером»?

Другие сочинения по теме:

  1. Почему Н. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»? В драме А. Островского показан сложный, трагический процесс раскрепощения души. Здесь мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показываются...
  2. Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»? В драме Островского показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь...
  3. Почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? Пьеса «Гроза» является свидетельством того, что А. Н. Островский в своем творчестве затронул важные проблемы, касающиеся купечества. Он отказался от...
  4. Смысл названия драмы А. Островского «Гроза» После выхода из печати и постановки драмы Островского «Гроза» современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь...
  5. Основной конфликт драмы «Гроза» А. Н. Островского Старине приходит конец! А. Островский В основе драмы «Гроза» лежит протест Катерины против вековых традиций и старозаветного уклада жизни «темного...
  6. Почему Островский назвал пьесу «Гроза»? Появление пьесы Островского » Гроза » вызвало большой резонанс в обществе. Многочисленные споры об этом произведении не утихают до сих...
  7. Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза» Драма Александра Николаевича Островского » Гроза » — самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя. В «Грозе» Островский...
  8. Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»? Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» разворачивается в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году. Это время выхода на общественную...
  9. Почему Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой? «Роман», «повесть», «поэма» — так называл «Мертвые души» сам Н. В. Гоголь, работая над этим произведением. Писатель, наверное, хорошо осознавал...
  10. Почему Генрих Ибсен назвал свою пьесу «Кукольный дом»? Выдающийся норвежский писатель XIX столетия, славный реформатор театра Генрих Ибсен в своих произведениях ставил вопросы, которые волновали его современников. Ибсен...
  11. Соединение в пьесе Островского «Гроза» жанров драмы и трагедии В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена...
  12. «Чернобыльская Мадонна»: почему так назвал свою поэму И. Драч? Прежде всего, мне так кажется, метафорическое мировоззрение поэта на жизненные события требовали подчеркивания трагизма украинской женщины. И как в поэме,...
  13. Центральный персонаж драмы Островского «Гроза» Кабаниха принадлежит к тем властным и сильным натурам, которые осознают себя хранительницами «порядка», исконных норм и правил жизни: Кукушкина ,...
  14. Кульминация драмы Островского «Бесприданница» Столкновение между Паратовым и Карандышевым с неизбежностью вытекает из их характеров и положения, в которое они поставлены. В сцене встретились...
  15. Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Амбиция — ключевое слово к объяснению личности К. Амбициозность бедного человека — художественное открытие Ф. М. Достоевского . В отличие...
  16. Новизна в жанрах бытовой драмы и комедии у Островского В пьесах, посвященных старой теме «темного царства», Островский находит новые повороты действия и новый колорит. Ведь за минувшие годы «темное...
  17. Протест Катерины в драме А. Островского «Гроза» А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают «певцом купеческого быта»....
  18. Сравнительная характеристика Бориса и Тихона по пьесе А. Н. Островского «Гроза» В пьесе А. Н. Островского «Гроза», безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей — ее характеру, мировоззрению, судьбе — посвящено данное...
  19. Темы сочинений и рефератов по комедиям Островского 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии «Свои люди — сочтемся». 3. «Недоросль»...
  20. Быть сильным — значит помогать слабому Творчество Ф. М. Достоевского представлено многими великолепными произведениями, которые еще при жизни писателя были признаны классикой: «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток»,...
« «Виконт де Бражелон» А. Дюма в кратком изложении
Сочинение по тексту Д. Шеварова про честь и достоинство »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения