Почему сестры не могут вернуться в Москву, хоть и говорят об этом все время? Что им мешает?
Одной из главных проблем пьесы А. П. Чехова «Три сестры» является проблема неосуществленных мечтаний. Лейтмотивом произведения является желание сестер Прозоровых вернуться на свою родину — в Москву. Об этом они говорят на протяжении всей пьесы, строят планы и активно обсуждают их.
Однако эти мечты так и остаются мечтами. Почему? Для нужно понять, что значит Москва для трех сестер? Это уже не то место, из которого они одиннадцать лет тому назад уехали вместе с отцом и братом.
Реальный русский город в этой пьесе утрачивает свои реальные географические очертания и становится неким символом недостижимого счастья. Ведь именно в этом городе прошло детство и юность героев, именно здесь они жили большой дружной семьей, здесь была похоронена их мать. Именно с Москвой герои связывают все свои надежды и чаяния.
Сестры мечтают о возвращении туда, где осталась их душа и где их духовная родина. Эта устремленность сестер в город-мечту и делает их родными. Ведь по сути, сестры очень разные и внешне, и внутренне. Но это стремление сближает их, делает как бы единым существом, объединенным одним желанием. Три сестры, хотя и разные по натуре, очень талантливые, утонченные, воспитанные, они хотят трудиться на благо всем людям.
Но в городе, где царят пошлость и посредственность, им не найти себе места, достойного занятия, которое бы удовлетворило их. И получается, что сестры хотят уехать в Москву еще и потому, что для них этот город олицетворяет собой возвышенную жизнь, достойную работу, умственный труд. Но в пьесе мечты остаются лишь мечтами. Никому из Прозоровых не удается уехать в желанный город. В начале пьесы герои активно собираются к отъезду, уже назначен срок.
Ольга вспоминает о жизни в Москве. Все радуются визиту Вершинина, который прибыл из Москвы. Ольга с гордостью говорит ему: «Ведь мы туда переезжаем», Ирина называет и время: «Думаем, к осень уже будем там». Но все складывается иначе.
Мечты сестер о том, что Андрей станет профессором и, конечно же, московского института, не сбылись. А они ведь так надеялись на это! Несбывшаяся «маленькая» мечта о карьере Андрея в Москве как бы предвосхищает то, что и «большая» мечта об отъезде сестер в Москву так и останется мечтой.
Это как бы параллельная цепь событий в пьесе. Но почему же мечта сестер не сбывается? Неужели действительно так трудно было уехать, бросив все? Я думаю, бездействие сестер объясняется несколькими причинами. Возможно, каждая из них подспудно понимала, что Москва, люди, живущие там, далеко уже не те, какими они были одиннадцать лет тому назад.
Неизвестно, как все там переменилось, где те люди, которых они знали в детстве, непонятно, как город встретит их. Сестры не были там больше десяти лет, а это довольно большой срок. Может быть, там они и не найдут себе места в жизни, не найдут общий язык со старыми знакомыми. Я считаю, что именно эта внутренняя боязнь разочароваться в своем городе-мечте и не позволила сестрам Прозоровым уехать. Но главной причиной, на мой взгляд, является страх героинь перед жизнью, их неумение жить в реальности.
Каждая из сестер — это своеобразный «человек в футляре» . Все они прячутся от жизни — кто в работе, кто в идеалах, кто в любви. Ничего реального сестры не делают, не совершают ни малейшего шага навстречу своей мечте. С них довольно и разговоров о Москве.
Они, мне кажется, чувствуют, что никогда не уедут, но тешат себя мечтой, еще одним своеобразным футляром, «костылем», который не дает им окончательно морально пуститься и опошлиться. Используя прием параллельных разговоров, автор показывает невозможность возвращения героев «на старую Басманную». Так, Олиным словам «радость заволновалась в моей душе, захотелось на родину страстно» вторят реплики Чебутыкина «Черта с два!» и Тузенбаха «Конечно, вздор!». Уже здесь мы зримо ощущаем несбыточность мечты сестер. Надо добавить, что, живя в рутине, среди пошлых людей, таких, как Наташа и Кулигины-Беликовы, занимаясь нелюбимым делом, мечты в душе героинь притупляются.
Это, в свою очередь, приводит сестер к очерствению души. Героини сами становятся обычными, ничем не примечательными людьми. Неслучайно Ирина говорит о том, что она начинает забывать итальянский язык.
Но до конца опошлиться, опуститься до уровня деспотичной и бестактной Наташи сестрам Прозоровым не позволяет их мечта, вера в Москву, которая поддерживает жизненные силы и умение противостоять пошлости жизни.
Почему сестры не могут вернуться в Москву, хоть и говорят об этом все время? Что им мешает?