Почему «сон Обломова» является образным и смысловым ключом к пониманию всего романа?
Я очень люблю роман И. А. Гончарова «Обломов», причем одной из самых моих любимых глав является «Сон Обломова». Мне кажется, что это одна из самых поэтичных и нежных картин в романе. От каждого описания природы, каждого слова, сказанного жителями Обломовки, веет какой-то негой, лаской и добротой.
Правда, этот сон также объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы в романе не было, я думаю, не одно поколение терялось бы в догадках, почему Илья Ильич Обломов, «человек лет тридцати двух-трех от роду» целые дни проводил, лежа на диване, «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». И. А. Гончаров назвал «Сон Обломова» «увертюрой» всего романа. «Сон Обломова» сперва появился на свет как «эпизод из неоконченного романа».
Гончаров подчеркивал, что в этом коротком произведении им был набросан «главный мотив «обломовщины»». В чем же и как выразился этот мотив? Гончаров видел, что «обломовщина» неотделима от крепостничества. Картину, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломовка — очень яркое и полное олицетворение «сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни». Как же «милые обломовцы» повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного и впечатлительного мальчика?
Маленький Илюша Обломов был очень подвижным и любознательным ребенком. Ему было скучно подолгу повторять за матерью молитвы. Его живая натура требовала движения, а энергия — выхода. Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но воспитание в условиях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее, что в нем было.
Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров». Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу и природную живость. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самому немедленно пресекалась: «Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем?
Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька!
Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!» Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это представление у него складывалось в основном по няниным рассказам.
Некоторые из этих рассказов приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшебницы» и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Постепенно Илюша начинает приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие.
Обломовка погасила в нем всякое стремление к знанию. Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? «Сам Обломов — старик тоже не без занятий», — с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? «Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.» Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную часть доходов.
Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследовавший от отца «талант хозяйничания», не знает счета деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег столько, сколько нужно. Мать Илюши тоже занята «делом»: все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов.
Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом. И ничего удивительного, ведь «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансионе. Причины находились самые разные.
Например, если в доме пеклись блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в класс, то задаваемые уроки учил не дальше «той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту». Родители Илюши видели в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги.
А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем. Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды.
Но период душевного подъема был недолгим. Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал постепенно отгораживаться от мира.
Он «простился с толпой друзей» и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным: все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой. Я очень сочувствую Обломову, он очень мне симпатичен.
Мне жаль, что у него так сложилась жизнь. Когда я прочитал роман, мне захотелось вернуть Обломова в детство, чтобы он снова стал маленьким Илюшей, но чтобы детство его проходило совсем по-другому. Он мог бы тогда остаться энергичным и любознательным, получил бы хорошее образование, и жизнь была бы ему г* радость. Его взгляд бы не «помрачался выражением будто усталости или скуки», у него были бы интересные занятия, он бы много читал и общался с интересными людьми.
Но Обломовка сделала свое дело — она самым пагубным образом повлияла на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича Обломова.
Почему «сон Обломова» является образным и смысловым ключом к пониманию всего романа?