Во многих странах были основаны антифашистские объединения эмигрантов, поддерживавшие друг с другом тесные связи, которые не оборвались даже в годы войны.
Уже летом 1933 года в Париже был вновь учрежден Союз защиты немецких писателей. К годовщине сожжения книг он открыл Свободную немецкую библиотеку, которая собирала книги, объявленные в Германии вне закона. Позднее в Англии стал играть заметную роль Свободный немецкий культурбунд, в США — Союз немецко-американских писателей, в Мексике — Клуб имени Генриха Гейне.
Важнейшей предпосылкой для активной деятельности писателей-эмигрантов были возможности публикации, и они были созданы в удивительно короткий срок.
В сентябре 1933 года Клаус Манн в Амстердаме выпустил первый номер литературного журнала «Ди Замлюнг», издававшегося под патронатом Андре Жида, Олдоса Хаксли и Генриха Манна. Журнал стремился объединить на своих страницах все то, «что полно стремления к достойному человека будущему… воли к разуму, что противостояло бесстыдному антигуманизму» 135.
С более решительной политической программой выступил журнал «Нойе дойче Блеттер», издававшийся в Праге и руководимый О. М. Графом, В. Херц-фельде, А. Зегерс и обозначенным звездочками () сотрудником из Германии (им был Ян Петерсен). Оба журнала в 1935 году вынуждены были прекратить свое существование вследствие экономических трудностей. Их преемником стал издававшийся в Москве в 1936-1939 годах Б. Брехтом, Л. Фейхтвангером и В. Бределем литературный журнал «Дас Ворт», который ставил своей целью публикацию материалов дискуссий, ведущихся между социалистическими и буржуазными писателями. Такого же направления был журнал «Интернационале Литератур», издававшийся в Москве с 1932 года, главным редактором которого был И. Р. Бехер (с 1937 года он выходил с подзаголовком «Нойе дойче Блеттер»).
Важное значение для обмена мнениями и распространения новых литературных работ имели журналы «Мас унд Верт», издаваемый Т. Манном в 1937- 1939 годах в Цюрихе, «Ди нойе Вельтбюне» (с 1934 г. — редактор Г. Будзи-славский), выходивший в Праге и в Париже в 1933-1939 годах, и «Нойе Та-гебух» (редактор — Л. Шварцшильд), издававшийся в Париже в 1933- 1939 годах. Последним был создан журнал «Фрайес Дойчланд» (Мехико, 1941-1946) — политико-литературный ежемесячник, основанный социалистическими писателями в Мексике. Его редакторами были Бруно Фрей и Александр Абуш.
Необходимой предпосылкой существования немецкой литературы в эмиграции была возможность публикации за границей. Книжные издательства существовали благодаря помощи эмигрировавших издателей и писателей (как, например, «Малик-ферлаг» в Праге, издатель В. Херцфельде, «Эдисьон дю Каррефур» в Париже, издательство «Эль либро либре» в Мехико); большинство книг эмигрантской литературы вышло благодаря антифашистской солидарности.
Голландские издательства «Кверидо» и «Аллерт де Ланге», швейцарское — Эмиля Опрехта дали свободной немецкой книге права гражданства. Большой вклад в издание эмигрантской литературы внесло московское «Издательское товарищество иностранных рабочих в Союзе ССР». Эмануэль Кверидо после оккупации Голландии гитлеровцами за свое участие в выпуске литературы преследуемых поплатился жизнью.
Новым этапом сплочения, объединения писателей-эмигрантов в антифашистское литературное движение стал VII Всемирный конгресс Коминтерна, на основе решений которого КПГ на «Брюссельской» конференции (состоявшейся в Москве в октябре 1935 г.) сделала основополагающие выводы.
Победу фашизма в Германии участники конференции расценили как поражение рабочего класса, однако такое, которого можно было избежать. Существенной причиной поражения признали отсутствие единого антифашистского фронта и (при этом были решительно отметены сектантские и доктринерские взгляды) в качестве решающей задачи современности выдвинули требование создать «пролетарский единый фронт, антифашистский народный фронт с целью объединения всех противников фашистского режима».
Под знаком политики Народного фронта усилия к сплочению литературы эмиграции значительно активизировались. Решения конгресса послужили для писателей-коммунистов импульсом к теоретической и организаторско-практи-ческой работе. Уже на Первом съезде Союза советских писателей, проходившем в Москве в 1934 году, была выдвинута задача продемонстрировать союз социалистической литературы с интернациональной антифашистской литературой. Наряду со многими прогрессивными писателями из разных стран на съезде также присутствовали О. М. Граф, К. Манн, Б. Олден, Э. Толлер.
Значительной демонстрацией союза между социалистическими и буржуазно-демократическими писателями стал I Международный конгресс писателей в защиту культуры, состоявшийся в Париже в июне 1935 года.
В ответ на призыв Анри Барбюса, Ромена Роллана, Андре Жида откликнулись делегаты из 37 стран. Г. Манн и Э. Э. Киш представляли в президиуме делегацию немецких писателей, Роберт Музиль — австрийскую. Обсуждались многие вопросы: о культурном наследии, о роли писателя и личности в жизни общества, о гуманизме, о взаимоотношении нации и культуры, а также проблемы творчества, следовательно, тот круг тем, который в борьбе буржуазных и социалистических писателей против фашизма имел важнейшее значение. В своей речи И. Р. Бехер обратил внимание на новые взаимоотношения между социалистической и буржуазно-демократической литературой, при этом он подчеркнул, что конгресс, несмотря на все различия и расхождения, вскрыл нечто в высшей степени объединяющее, общее: «Многие пограничные столбы между нами снесены, распадаются клики и группировки, литература вновь приходит в движение» 136. В центр своего выступления И. Р. Бехер поставил понятие гуманизма — мировоззренческую платформу для объединения антифашистской литературы эмиграции.
Решения Международного конгресса писателей, проходившего в Париже, положительно сказались и на работе II и III Международных конгрессов писателей в защиту культуры, которые состоялись в 1937 и 1938 годах. К этому времени стало очевидным, что процесс сплочения антифашистских деятелей культуры был сложным, противоречивым, зависевшим не только от их воли и желаний, а в существенной мере от самого хода мировой истории. Конец правления правительства Народного фронта во Франции, капитуляция западных демократий перед фашизмом, следствием чего явилось Мюнхенское соглашение 1938 года, оккупация Австрии и Чехословакии, поражение республиканской Испании, не понятый многими пакт о ненападении между Советским Союзом и гитлеровской Германией, наконец, начало второй мировой войны и быстрые победы «вермахта» — эта драматическая цепь событий создала климат психической напряженности и политической неуверенности. Теории «третьего пути», антикоммунистические предубеждения получали все более широкое распространение. Выражением чувства бессилия по отношению к ходу истории были неожиданные случаи перехода в другую веру даже среди прогрессивных писателей, трагическим следствием этого бессилия были случаи самоубийства: между 1939 и 1942 годами покончили с собой Э. Толлер, В. Газенклевер, В. Беньямин, Э. Вайс, С. Цвейг.
Мрачные главы истории эмиграции остались позади, когда после Сталинградской битвы наступил решающий поворот в ходе войны. Вопрос об объединении противников фашизма снова выступил на первый план, но теперь уже речь шла не только о низвержении фашизма, но и о создании новой Германии. Основание Национального комитета «Свободная Германия» (НКСГ), президентом которого стал Э. Вайнерт, в Красногорске, под Москвой (1943), вызвало широкое движение, в котором активно участвовали не только социалистические и демократические писатели-эмигранты, находившиеся в Советском Союзе, но также и те, кто проживал в Англии, США, в Мексике и в Латинской Америке.
Историческое значение литературы антифашистской эмиграции далеко не в последнюю очередь состоит в том, что в битвах переходной от капитализма к социализму эпохи она ясно осознала свое единство. В политических дебатах, в мировоззренческом и историко-философском обмене мнениями, в свободном художественном творчестве писатели-антифашисты ощутили свою сплоченность и плодотворное взаимное влияние — все это способствовало тому, что период эмиграции стал классической эпохой в истории немецкой литературы.