Поэма «Мастера»
Ваш молот не колонны и статуи тесал — сбивал со лбов короны и троны сотрясал. А. Вознесенский Андрей Вознесенский буквально ворвался в поэзию в шестидесятые годы. Для него характерны были молодой задор, удивление и восхищение этим прекрасным миром, в котором ему суждено было жить и творить. Поэма «Мастера» сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. В произведении было столько молодой страсти, поэтической энергии, ритм его был так стремителен, а живопись броска, неожиданна, что о поэте сразу заговорили и заспорили.
Колокола, гудошники… Звон, звон… Вам, Художники Всех времен!.. Ваш молот не колонны И статуи тесал — Сбивал со лбов короны И троны сотрясал. Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства.
Ничто над ним не властно, даже безжалостное время. Художник первородный — Всегда трибун. В нем дух переворота И вечно — бунт.
Вас в стены муровали. Сжигали на кострах. Монахи муравьями Плясали на кострах. Искусство воскресало Из казней и из пыток И било, как кресало, О камни Моабитов.
Для сюжета Вознесенский берет драматическую легенду о мастерах, построивших чудо-храм — Покровский собор, известный в народе больше под названием храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров, дабы не сотворили еще лучше храма где бы то ни было. Их было смелых — семеро, Их было сильных — семеро, Наверно, с моря синего Или откуда с севера, Где Ладога, луга, Где радуга — дуга. Они ложили кладку Вдоль белых берегов, Чтоб взвились, точно радуга.
Семь разных городов. Поэма написана звучным, ярким языком. От главы к главе меняется ритм от «железного» скрежета и четкости в первой главе до бесшабашной скоморошьей песни во второй и третьей. Кудри — стружки, Руки — на рубанки.
Яростные, русские, Красные рубахи… Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай. Мы, как дьяволы, работали, а сегодня — пей, гуляй? Поэт как бы соединил два времени.
С молодым задором, безбоязненно он описывает далекое прошлое, не старается стилизовать свой язык под древнерусскую речь, а говорит на привычном ему и читателям языке. ..А храм пылал в полнеба, Как лозунг к мятежам, Как пламя гнева Крамольный храм! Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все вре-I мена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце.
Они вечно противостоят друг другу. Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца. Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди. Не быть, не быть, не быть городам! Узорчатым башням в тумане не плыть.
Ни солнцу, ни пашням, ни соснам — не быть! Ни белым, ни синим — не быть, не бывать. И выйдет насильник губить — убивать…
Врете, сволочи, Будут города! Над ширью вселенской В лесах золотых Я, Вознесенский, Воздвигну их! Таким образом, осуществилась связь времен.
Поэт чувствует себя наследником отцов и дедов, продолжателем их идей: Я той же артели, Что семь мастеров. Бушуйте в артелях, Двадцать веков! Я тысячерукий — руками вашими, я тысячеокий — очами вашими.
Я осуществляю в стекле и металле, О чем вы мечтали, О чем — не мечтали…
Поэма «Мастера»