Поэма «Моисей» была лебединой песней Франко — поэта
Все написанное после «Моисея» воспринимается как отзвук революционной грозы, которая пронеслась над Украиной. Может, Моисей Франко совсем по-человечески волнует нас высокой трагедией своей потому, что в нем чувствуются переживания самого автора. Свыше двадцати лет вызревал замысел поэмы. Еще в «Каменщиках» Франко определил свою роль поэта и гражданина как роль каменщика, который в одной шеренге самоотверженных борцов прокладывает народу своему путь в будущее, но сам в то будущее войти не сможет. «А счастье всех придет по нашим костям», — как сказано там. Другими словами это самое мнение выразил поэт в поэмах «Ex nihilo», «Смерть Каина «, «Похороны». Она не перестает звучать как лейтмотив в «Увядшая листва», в сборниках «Мой Измарагд», «В дни печали», «Semper tiro» и завершается в поэме «Моисей». Пафос поэмы — в безграничной преданности народу. Сомнения упали наказанием на голову Моисея. Это было может страшнее всего — наказание одиночеством и изгнанием. Но смерть героя поднимает народ к новому походу, превращая «ленивых номадов» в «людей героев».
Поэма «Моисей» была подготовлена непрестанным нарастанием революции 1905 года в России, с которой Франко связывал уничтожение самодержавной «тюрьмы народов», расцвет родного народа в свободном кругу всех братских народов России. Франко надеялся, что революция наконец принесет освобождение и украинскому народу. Поэта особенно волновали вопросы взаимоотношений широких масс с теми политическими силами, которые могли бы возглавить их выступления. Он считал, что главарь должен был отдать все силы благородному освободительному делу.
Находясь в Риме в 1904 году, Франко был очень поражен могучей скульптурой Моисея, созданной в начале XVI ст. Микеланджело Буонаротти. Итальянский художник в образе Моисея передал целостность характера народного вождя, его силу воли. Трагедия Моисея в том, что люди, которым он отдал свои силы, дух, славу, отвернулись в решительную минуту от него.
Как и все произведения Франко, поэма спроектирована в современную актеру украинскую действительность. В этом с яркой очевидностью убеждает пролог к произведению, непосредственно обращенный к родному «замученному, разбитому » народу. Поэт страдает от того, что века гнета вытравили у земляков лучшие качества и привили к «скрытой злобе» к чужестранцам, которые «изменой и разбоем» сковали их, требуя верности.
Поэт выражает уверенность в возрождении национального самосознания и достоинства порабощенного, но не покоренного великого европейского народа. Звонкая терцина передает высокую веру Франко в будущее народа. Счастливое будущее ассоциируется у поэта с кругом «вольных народов», где засияют и украинцы, где наш люд будет «хозяином домовитым» и в своей усадьбе, и на своей ниве. Франко выразил в поэме самые заветные мечты и надежды. Не случайно в последние годы своей жизни поэт побывал не в одном городе Галиции с чтением патриотической поэмы.
Поэма «Моисей» была лебединой песней Франко — поэта