Поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни
Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображение пореформенной России. Автор хотел изобразить все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, произведение так и не было закончено — помешала смерь поэта.
Таким образом, основной темой осталась жизнь народа. Жизнь крестьян. С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь.
Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, «освободившую» крестьян, они оказались в еще худшем положении: не имея своей земли — попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого «тоска-беда измучила», с особой силой звучит в народных песнях, коих довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветье устного народного творчества.
Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа: и «счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», и «голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы» — все люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие».
Перед нами встает множество ярких, разнообразных персонажей: наряду с бездейственными холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, самих семи правдоискателей и другие. Эти лучшие из крестьян сохранили в себе способность к самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина искать правду, но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут сказать такие слова: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси! Например, в Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского праведника. Яким способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души: У каждого крестьянина Душа что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается!
Яким Нагой живет той же трудолюбивой, но нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному , Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народных уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе. Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу.
Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника: Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, но затем в порыве раскаяния чуть не кончает самоубийством. История героя завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта.
Образ Ермила, как и образ Якима Нагого, говорит нам о таящихся в русском народе духовных силах. Однако непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе «Савелий — богатырь святорусский». Убийство немца-притеснителя, произошедшее стихийно, незапланированно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны помещиков. Савелий-богатырь, с моей точки зрения, является самым сильным героем в поэме.
В нем живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом и такие человечные качества, как искренняя любовь к Матрене Тимофеевне, сила духа, чувство человеческого достоинства, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других. Именно такие герои, а не кроткие и покорные, были близки Некрасову. Поэт видел, что пробуждается сознание крестьянства, назревает бурный протест против угнетения. С болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в его будущее, с верой в «сокрытую искру» могучих внутренних сил: Рать поднимается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна.
Здесь можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам — самым обездоленным и забитым существам на Руси. В поэме есть еще много интересных образов: «холопа примерного — Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину, или крестьян из части «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и еще много других. Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Поэтому-то можно, я считаю, назвать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» энциклопедией народной жизни.
Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма создает впечатление народной песни, исполняемой на многие голоса.
Поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни