Поэт и родина в лирике А. Ахматовой
Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахматовой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия. Также Анна Ахматова не боялась отражать свое отношение к реальной действительности, что было в начале 20-го века не только трудно, а, прежде всего, и опасно. Потому что это было время величайшего выбора для страны — кто-то шел за новым строем, кто-то ратовал за старый.
Представители двух этих лагерей становились злейшими врагами. И лишь немногим удавалось оставаться посередине и жить своей внутреннее неколебимой и свободной жизнью. У Ахматовой это получалось, потому что она была очень сильным и целеустремленным человеком.
Так, она не раз заявляла, что не поддерживает тех, кто эмигрировал из России. Ахматова утверждала, что место человека там, где он родился, и ни при каких условиях не хотела покидать Родину. Но важно в этом факте даже не ее решение остаться, а то, что остаться для нее было равносильно самоубийству — либо в физическом, либо в профессиональном плане. Поэтесса никогда не радовала стоящих у власти своим творчеством.
Ведь Ахматова слышала не только голос любовного чувства. В стихотворении «Июль 1914» есть услышанное ею пророчество: Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил.
Но, несмотря на предчувствие страшных времен, поэтесса не хотела отделять себя от родной страны, потому что для нее страной были не те, кто стоял у власти и часто несправедливо вершил ее судьбу, а люди, самые обычные люди, ради которых она и писала свои стихотворения. Ахматова считала предательством эмиграцию, предательством она считала то, что другие называли спасением. А среди таких были ее близкие друзья. Поэтому Ахматовой было очень трудно выстоять, и именно поэтому так часта в ее произведениях тема поэта и родины, к которой относится и вышеприведенное стихотворение. Но среди народа, который олицетворял для Ахматовой родину, особенно выделялся великий русский поэт Пушкин.
Он был для поэтессы средоточием всего русского и великого. Любовь к личности великого поэта была привита Ахматовой с детства. Она жила в Царском Селе, где все было напитано памятью о Пушкине.
Намного позже, будучи уже известной поэтессой, она занялась изучением творческого наследия этого мастера слова, его биографии. Поэтому в творчестве Ахматовой так много стихов, посвященных Царскому Селу и самому Пушкину: Полстолетья прошло… Щедро взыскана дивной судьбою. Я в беспамятстве дней забывала теченье годов,- И туда не вернусь! Но возьму и за лету с собою Очертанья живые моих царскосельских садов.
Ахматова любила свою родину до самозабвения, даже когда жизнь в России становилась для нее мучительно невыносимой, даже когда арестовывали ее сына и мужа, когда она часами стояла у Крестов, чтобы отдать любимым жалкую «передачку». Даже когда ее исключили из союза писателей за то, что она не «пролетарский поэт», даже когда ее не печатали и старались забыть. Поэтому так горестен образ родины, противопоставленный иной стране, в стихотворении «Я любимого нигде не встретила…»: Нежило мне тело море синее.
Звонко, звонко пели птицы томные. А в родной стране от ласки инея Поседели сразу косы темные. Ахматова не сомневалась в своем предназначении, потому так обширна в ее творчестве тема патриотизма. Она была уверенна, что великое назначение поэзии — облегчать и одухотворять жизнь народа, потому, как могла, трудилась в этом направлении. Поэтесса не отделяла свою поэзию от России еще и потому, что здесь, на родине, ей все было так дорого и неотделимо от ее внутреннего мира.
Потому она не уезжала, потому любовалась каждым днем, потому так много ее стихов о России. Ведь если ты родился на какой-то земле, то так того захотел Бог, а Ахматова была религиозным человеком, восхищавшимся великой православной традицией. Она ничего так не любила, как свою Родину: Дома, дома — ужели дома!
Как все новее и как знакомо, И такая в сердце истома, сладко кружится голова…
Поэт и родина в лирике А. Ахматовой