Поэт-символист Райнер Мария Рильке
Выдающийся австрийский поэт-символист Райнер Мария Рильке родился 4 декабря 1875 года в Праге в семье скромного служащего железнодорожной компании. За шесть дней до Рождества мальчика окрестили и нарекли Рене Карлом Вильгельмом Иоганном Йозефом Мария. Его отец, Йозеф Рильке, был человеком непритязательный и меланхоличный, а мать, София Рильке, наоборот, — женщиной весьма претенциозной, с нелегким характером, но чрезвычайно одаренной. С семилетнего возраста Рене получал начальную подготовку в аристократическом учебном заведении пражских пианистов. Через четыре года родители отдали его в начальную военную школу, где мальчик должен был учиться до перехода в военный университет. На семейном совете было решено, что Рене должен стать офицером и занять такую должность, которую не смог в свое время получить отец.
Поздние года кадетского воспитания уплывали в памяти Рильке как «букварь ужаса», как большое бедствие, как года грубого лишения внутренней свободы. Несмотря на отказ от казенщины, Рене был одним из лучших учеников, а его настойчивость и дисциплинированность оказывали содействие тому, что школьные руководители разрешили ему писать стихи и декламировать их перед всем классом. Это были минуты настоящего счастья в жизни будущего поэта. Ожиданиям родителей, что сын со временем займет солидное место на службе, не суждено было осуществиться: 6 июля 1891 года Рене освободили из-за проблем со здоровьем.
Юноша поехал учиться в торговую академию города Линц, однако уже через полгода возвратился в Прагу. Там жил его дядя, который занимался юриспруденцией и хотел со временем передать племяннику в наследство свою адвокатскую контору. Он назначил юноше ежемесячную стипендию в 200 гульденов, и Рене получил возможность брать частные уроки, готовясь к испытанию на аттестат зрелости, а потом изучать юриспруденцию в одном из университетов. После трех лет старательной работы Рене сдал экзамены в государственной гимназии в Праге, продемонстрировав замечательные знания, и уже к началу зимнего семестра был зачислен в местный университет имени Карла Фердинанда. Именно тогда он познакомился с Валерией Давид-Ронфельд, которая помогла юноше напечатать первые две сборника стихов — «Песни, подаренные народу» и «Жертвы ларам». Окрыленный благоприятными отзывами критиков, Рильке осознал свою ошибку в избрании специальности юриста и срочно, никого не предупреждая, выехал в Мюнхен. Так началось преисполненная жалости и неуверенности странствующая жизнь поэта. Юноша вступает вольнослушателем в университет, где упорно изучает историю искусства и серьезно начинает заниматься поэтическим творчеством.
Рене любил много путешествовать: он побывал в Африке, в Германии, на Ближнем Востоке. В 1897 году Рильке познакомился с Лу Андреас-Саломе (русской по происхождению). С ее именем связана не только первая влюбленность поэта, но и ощущение настоящего счастья, так как его понимал родной, душевно близкий человек. Со временем их отношения стали просто дружескими, они длились более двух десятилетий вплоть до смерти поэта. Лу поражала современников своим умом, силой характера, который от природы объединялся с ее волшебной женственностью. В1899 году Рильке, Лу и ее мужчина осуществили первое путешествие в Россию, во время которого австрийский поэт познакомился с Львом Толстым, русскими художниками Леонидом Пастернаком и прославленным Ильей Репиным. Рильке был очарован тем, как происходит празднование Пасхи и весенних праздников в России и Украине. Эти впечатления оставили след в «Книге часов» (1899), которая написана в форме монолога монаха, обращенного к Богу. Во второй раз Рильке поехал в Россию наедине с Лу, он был намерен основательнее познакомиться с самобытной русской и украинской культурой. Они побывали в Киеве, увидели много памятников архитектуры, интересных произведений искусства. Потом Рене и Лу путешествовали по Днепру в Кременчуг, оттуда поехали через Полтаву и Харьков в Воронеж, а дальше — по Волгу.
Украина дала творческое воодушевление поэту, он жадно впитывал в себя неповторимую восточнославянскую культуру, много переводил (рассказ Чехова, некоторые повести Достоевского, «Слово о полку Игореве»). «Вспоминаю полтавские степи, предвечерние звезды, домики, и охватывает душу тоска, что меня там нет», — писал он позднее. Это путешествие вдохновило поэта на написание стиха «Карл Двенадцатый мчится по Украине» и новелл «Как старый Тимофей пел, умирая» и «Песня о правде». В 1901 году Рильке вступил в брак с Кларой Вестхоф. Молодая супружеская пара поселилась в небольшом немецком городке Вестерведе, где родилась их дочь Рут. Но плохое материальное положение стало мешать семейному счастью, и через полтора года Рене и Клара разошлись. «Бедность — это мой трудный крест», — записывал тогда поэт в своем дневнике. Со временем он переехал в Париж, где состоялось его знакомство со скульптором Роденом, который на протяжении пяти лет оставался для поэта недосягаемым идеалом. В 1903 году Рильке закончил монографию, посвященную искусству своего кумира, которую заказал один из издателей. В 1907 году вышел сборник «Новые стихи», в котором Рильке высказал свои соображения относительно сущности человеческого бытия и «живого космоса». Тема одного из наилучших стихов — повествование о путешествии Орфея в царство могущественного Аида ради освобождения любимой Эвридики. В его основе — миф об Орфее, сила любви которого не имела себе равных.
Тема неминуемых разногласий, сплетение жизни, любовь и смерти раскрывается в стихе «Рождение Венеры». Рильке показывает, что все в этом мире взаимосвязано и, возможно, дополняет друг друга. Рождение жизни, красота — с одной стороны, смерть, трагедия — с другой представляют целостность бытия и его закономерность; даже в своей смерти человек сливается с миром. В 1922 году в «Сонетах к Орфею» Рильке рассматривает только один аспект деятельности человеческого духа, но такой, где преобразование реально существующего мира в «невидимый» мир души раскрывается с особой красотой и убедительностью. Для Рильке искусство является высшей формой человеческой культуры, тем, что открывает настоящую сущность вещей. Такое искусство воплощает в себе Орфей с его волшебной лирой. За год до смерти, тяжело страдая от неизлечимой болезни, но все равно преисполненный мечтаний и надеждой на будущее, Райнер Рильке начал переписываться с Борисом Пастернаком и Мариной Цветаевой. Свои отношения с двумя выдающимися русскими поэтами он назвал «блужданием трех душ, трех звезд на небосклоне Вселенной».
29 декабря 1926 года Райнер Мария Рильке умер после продолжительной борьбы с редчайшей формой неизлечимой лейкемии.
Поэт-символист Райнер Мария Рильке