Поэт! В твоей предметы воле!
Передо мной два не очень толстых тома, включающих в себя лирику Пушкина с 1813 по 1836 год. И чуть ли не в каждом стихотворении встречается упоминание о Музе. В разные годы жизни поэт постоянно рассуждает о своем назначении.
В Лицее Пушкин уже затрагивает эту тему, но его стихи полны не раздумий, а радости жизни: …Поэт! в твоей предметы воле! Во звучны струны смело грянь, С Жуковским пой кроваву брань И грозну смерть на ратном поле. &;;;lt;…&;;;gt; Иль, вдохновенный Ювеналом, Вооружись сатиры жалом, Подчас прими ее свисток, Рази, осмеивай порок, Шутя, показывай смешное И, если можно, нас исправь… Я думаю, Пушкину было по-настоящему необходимо знать: зачем он живет на свете, зачем дан ему поэтический дар? Творения поэта внушаются ему высшими существами: Музой, Фебом , позже — шестикрылым серафимом. Причем если Аполлон имеет над человеком таинственную власть , то Муза оказывается спутницей, подругой.
Мне кажется, одни творения Пушкина внушены ему Фебом, другие — более легкие, веселые — Музой. Муза внушает поэту и строки сатиры: О, муза пламенной сатиры! Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры, Вручи мне Ювеналов бич!.. …О, сколько лиц бесстыдно-бледных, О, сколько лбов широкомедных Готовы от меня принять Неизгладимую печать! К кому же обращены творения Пушкина? Нередко его адресат не просто читатель, но «друг-стихотворец». Но мне кажется, что чаще всего Пушкин пишет послание самому себе. Например, такое: Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной; Но ты останься тверд, спокоен и угрюм… Пушкин много размышлял о поэзии, но так и не ответил на вопрос о том, ради чего дается человеку талант стихотворца. Читая его стихи, я начинаю это понимать.
Наверное, поэтический дар нужен для того, чтоб воздвигнуть «памятник нерукотворный», пробуждая сердца людей от сна.
Поэт! В твоей предметы воле!