А. А. Блок всегда говорил, что теме Родины он посвящает все свое творчество. Образ России присутствует практически во всех его произведениях, от самых ранних, юношеских, до последних. Отечество для Блока — маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то можно увидеть Россию во всем ее многообразии. Блок показывает нам и старую Русь, и революционную Россию, охватывая большой период истории.
Он не оставил вниманием даже такое отделенное от нас веками событие, как Куликовская битва. У Блока существует цикл стихотворений «На поле Куликовом», где в каждом слове чувствуется неизбывная любовь к Родине. «О, Русь моя! Жена моя!» — так обращается к ней поэт, то есть не только как к живому, но как к самому близкому существу на свете. «На поле Куликовом» — произведение, где Русь предстает в дыму и крови, истерзанной, но гордой.
Совсем другой представляется нам страна в стихотворении «Русь». Это таинственная, колдовская земля. Здесь обитают колдуны, ворожеи, черти и ведьмы. Это загадочно, дико, страшно, но в то же время прекрасно. Однако за сказочными картинами скрывается печальный образ нищей, убогой жизни.
Он проглядывает лишь за отдельными словами: «под заревом горящих сел», «утлое жилье». А разгадка той тайны, о которой стихотворение, в том, что: Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты, И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты. Для того чтобы постичь «живую душу», нужно не просто наблюдать за нею, нужно разделить с русским народом его жизнь, его судьбу.
В стихотворении «Россия» страна открывается еще с одной стороны. Этот образ будет близок каждому, кто хоть раз был в деревне, ехал по разбитой проселочной дороге. Поэт всего в нескольких строфах, но очень живо передал облик русской деревни с ее «расхлябанными колеями» и «серыми избами». Такие картины остаются правдивыми и по сегодняшний день. Помимо любви к Родине здесь видна вера в ее силу и несокрушимость .
Образ России все время незаметно переплетается с женским образом. Для Блока Родина — женщина; она подобна «прекрасной незнакомке», к которой поэт обращается в своих ранних стихах. Любовь к Родине и любовь к женщине для Блока — понятия неразделимые и одинаково значимые. Нередко Блока сравнивают с Лермонтовым, Некрасовым. Многие исследователи ищут параллели в их творчестве.
Можно, конечно, найти немало сходства в форме стихов, но главное — их содержание. Любовь к Отчизне, почти обожествление ее — вот что объединяет Блока, поэта «серебряного века», с его предшественниками. А. А. Блок жил в революционное время.
Он чувствовал грозу, носившуюся в воздухе, наступление Октября. И он пишет: Я верю: новый век взойдет Средь всех несчастных поколений. Закономерным было возникновение поэмы «Двенадцать». Блок размышлял в ней о дальнейшей судьбе России. Это произведение до сих пор трактуется неоднозначно.
Даже сам автор, как известно, сомневался в правильности выбора образов. Блок — символист, его поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: «Черный вечер. Белый снег». Черный цвет — зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый — чистота, духовность, свет.
В поэме встречается и красный цвет. Это не только цвет флагов и лозунгов, это — цвет крови. Старый мир уподобляется шелудивому псу.
Его пытаются прогнать — он бредет следом, не отстает. Рваный ритм стихов призван отразить поступь революции. Строки то рвутся вперед, то замедляют ритм.
Это — «музыка» тех дней, сама атмосфера революции. Кульминация поэмы — появление двенадцати апостолов в образе двенадцати солдат . Во главе их — Иисус Христос. Блока осуждали за это, он и сам колебался, но понял — этот образ единственно верный.
Тут Христос выступает не как некая религиозная фигура, сверхчеловек, Сын Божий. Этот образ лишь позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. «Двенадцать» — неоднозначное произведение. Кто-то видел в нем «поэму революции», кто-то — нет. Одни осуждали без всяких оговорок, другие же, наоборот, безапелляционно признавали поэму лучшим творением автора.
Бесспорно одно — Блок показал Россию в совершенно новой ипостаси. Постепенно Родина у Блока из простушки, у которой «плат узорный до бровей», превращается в страну фабричных труб и заводских стен. Поэт много размышлял о национальной промышленности и видел в ней путь к обновлению.
Таково видение поэтом России. Сначала это страна нищих деревень, разбитых дорог, колдунов, позже — страна фабрик, заводов, нового мира. Страна революции.
Блок воспевал Россию как прекрасную женщину с множеством ликов. Он видел в этом свое призвание. Это еще один автор, полностью посвятивший свое творчество родной стране.
Его лучшие строки — о Родине. Поэтому лирика Блока не может потускнеть со временем и навсегда останется классикой русской литературы.