Поэтика футуризма
Во многом поэтика футуризма усложняла и развивала установку теоретиков символизма на обновление поэтического языка. В отличие от утонченного эстетизма символистов, футуристы осуществили мощный рывок вперед. Они не только обновили некоторые слова, но и радикально изменили сами отношения между текстуальным смыслом и намного энергичнее использовали композиционные и даже графические эффекты. Ключевой технический принцип их работы — принцип «сдвига», канон «сдвинутой конструкции». Этот принцип футуристы почерпнули из художественной практики авангарда.
В прошлом традиции живописи основывались на стабильной композиционной точке отсчета. Так, «прямая перспектива», распространенная в Европе, заканчивается так называемой «точкой схода». Мастера византийской иконы, персидской миниатюры, японской гравюры использовали «обратную перспективу», где роль композиционной опоры играла «точка исхода».
Кубофутуристы игнорировали какую бы то ни было точку зрения, объединяя на своих полотнах разные проекции. Например, изображаемый или воображаемый объект мог быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху и т. п. Разные элементы проекции могли налагаться, «перебивать» или «сквозить» друг сквозь друга. Смещения линий и плоскостей были поддержаны сходным отношением к цветовому спектру, использованием цветовых смещений. В текстах принципы «сдвинутой конструкции» были распространены на лексику, синтаксис и семантику произведений.
Это достигалось путем депоэтизации языка, введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов. Ощущение сознательного смещения возникало потому, что сниженная образность или вульгаризмы использовались в «сильных позициях» в противовес возвышенно-романтической стилистике. Привычная граница между «низким» и «высоким» просто исчезала. Таковы стихотворения Давида Бурлюка, для которого «звезды — черви, пьяные туманом», «поэзия — истрепанная девка, а красота — кощунственная дрянь». В его провокационных текстах понижающие образы используются предельно максимально: Мне нравится беременный мужчина Как он хорош у памятника Пушкина Одетый в серую тужурку Ковыряя пальцем штукатурку Футуристы десакрализовали слово — оно опредмечивалось, его радикально дробили, переиначивали, создавая новые комбинации морфологических и даже фонетических элементов.
Например, себя футуристы называли будетлянами. В одной из их громких деклараций говорилось: «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями «. В частности, эксперименты по созданию «заумного языка» заключались в использовании звуков как самостоятельных значимых единиц речи.
По мнению речетворцев, каждый из них обладает определенной семантикой. Синтаксические смещения проявлялись у футуристов в нарушении законов лексической сочетаемости слов, изобретении непривычных словосочетаний, игнорировании знаков препинания. Предпринимались попытки ввести «телеграфный» синтаксис , использовать в речевой «партитуре» музыкальные и математические знаки или графические символы. Часто смысловой сдвиг достигался приемом реализованной метафоры, когда иносказание прочитывалось буквально.
Установка на смысловое смещение заметна в нестыковке соседних строф, стремлении «вывернуть» смысл, подставляя на место подразумеваемого слова близкого или противостоящего ему по смыслу. Позднее многие приемы «сдвигологии» будут использованы поэтами ОБЭРИУ . Футуристы переориентировали текст с читаемого на произносимый.
Согласно их представлениям, поэзия должна вырваться из книжной темницы и зазвучать на площади. Отсюда поиски новых ритмов, использование куда более причудливых, нежели раньше, рифм, форсированная инструментовка. С этим связана и активная речевая перестройка речетворчества футуристов, использование элементов народной лубочной частушечной поэзии, поэтической рекламы, фольклорных заговоров и т. п. В этом соединении, казалось бы, самых противоречивых элементов проявилась антииерархичность, эстетическое бунтарство футуристов.
Поэтика футуризма