Поэтизация истории в творчестве Фридриха Шиллера
Историческая тема в творчестве выдающегося немецкого писателя-просветителя Фридриха Шиллера занимает особое место: большинство его драматических произведений посвящены этой теме, известнейшие баллады воссоздают легендарные исторические или мифологические сюжеты. Чтобы понять, почему именно в историческом прошлом художник находил источник вдохновения, надо вспомнить, какой была Германия того времени, какие проблемы возникали перед современниками писателя. Стремление передовых людей страны ярко и образно охарактеризовал друг, современник и соотечественник Шиллера Йоганн Вольфганг Гете:
«Пусть будет Германия настолько единая, чтобы немецкие талеры имели одну и одну и ту же цену во всем государстве; настолько единая, чтобы я мог провезти свой чемодан через все тридцать шесть государств, ни разу не открывая его для ухода.
Пусть будет она настолько единая, чтобы паспорт путешественника, изданный в Веймаре, пограничный чиновник соседнего княжества не признал недействительным, как паспорт иностранца…». Итак, Германия того времени была территорией, разделенной на большое количество государств-княжеств, в каждом из которых действовали свои законы, а власть принадлежала тиранам. Немецкие просветители сознавали острую потребность в национальном объединении страны и борьбе против тирании, но, имея очень мало возможностей влиять на политическую и экономическую жизнь, сосредоточились на «познании духа» человека. Именно благодаря этим поискам Германия XVIII ст. подарила мировых гигантов культуры: философов Канта и Гегеля, композиторов Моцарта и Бетховена, писателей Шиллера и Гете.
Фридриху Шиллеру познавать истинный дух человека помогала история. Персонаж его первой драмы «Разбойники» Карл Моор захватывается подвигами давних героев. Карл с отвращением думает о современности, в которой нет ничего героического, в которой «будничность, как грязь, затопила все», и пример давних героев вдохновляет его на протест против моральных норм современности. Но не только нормы морали имеет намерение опровергнуть Карл. Он мечтает о свободе родной страны, о демократическом устройстве наподобие античной демократии. «Дайте мне несколько таких сорвиголов, как я, и Германия станет республикой, перед которой Рим и Спарта будут казаться обителью монахинь»,- уверяет герой. Карл становится предводителем разбойников и таким образом проявляет свой протест против современного ему мира. Однако Карл Моор приходит к выводу, что избранный им путь не приведет к желаемым результатам. Товарищи Карла не желали учитывать его гуманные и благородные идеалы. Они грабили, убивали детей и женщин, и Карл с ужасом отшатнулся от них. Герой понял, что «преступлением невозможно поддержать закон», поэтому отдается на суд людей и власти. Таким образом, в драме «Разбойники» историческое прошлое возникает прекрасным, но недосягаемым идеалом справедливого политического устройства и героических характеров.
Наиболее яркие исторические образы Шиллер создал в последний своей драме «Вильгельм Телль». В основу сюжета драмы положена легенда о народном герое Швейцарии, вольном лучнике Вильгельме Телле. Тема драмы — народное восстание против иностранных захватчиков-австрийцев.
Вильгельм Телль — простой охотник, честный, трудолюбивый. Миролюбивый и терпеливый, он скорее перетерпит обиду, чем применит силу против обидчика. Телль искренне верит, что терпение и послушание крестьян «обезоружат» захватчиков. Но действительность разрушает его иллюзии. Преступлениям австрийцев, которые подчинили свободную Швейцарию, нет конца. Крестьяне готовят восстание. Телль еще не с повстанцами, но он готов присоединиться к ним. «Если мой край меня призовет, не предам я его». Жестокость австрийцев возрастает. За то, что Телль не кланялся шляпе австрийского наместника, его схватили и обрекли на смертную казнь. Ради забавы захватчики принуждают Телля попасть в яблоко, которое поставили на голову его маленького сына. Наместник Геслер глумится над родительскими чувствами Телля, и когда тот сбивает яблоко, оставляя сына неповрежденным, смелому лучнику не дарят обещанную свободу. Телль все-таки спасается, но теперь это не миролюбивый охотник, а грозный мститель. Его рука не ошиблась, когда он пустил стрелу в сердце своего обидчика. Пьеса завершается могущественным призывом к свободе.
Поэтическим возникает прошлое и в балладах Шиллера «Перчатка», «Поликарпов перстень» и в др. Большинство из них создано на основе народных легенд и зачаровывает читателя простотой языка, драматизмом рассказа. Красота подвига прославляется в балладе «Бокал». Баллада «Перчатка» вызывает у читателей увлечение мужеством и чувство самоуважения к рыцарю. В яркой форме баллады Шиллер доказал, что при каких бы условиях не жил человек, ему всегда присущи высокие взлеты духа.
Итак, в произведениях Ф. Шиллера история, прошлое возникает в ярких, поэтических образах. Писателя привлекают особые исторические сюжеты, герои, в которых проявляются лучшие человеческие черты: стремление к свободе, нежелание мириться со злом, чувство человеческого достоинства. Именно этих черт, по мнению писателя, не хватало современности. Ведь; история, героические действия прошлых поколений в произведениях Шиллера — это пример победы высоких духовных идеалов человека над низостью мира.
Поэтизация истории в творчестве Фридриха Шиллера