Поэтому «вечные темы» будут оставаться источником вдохновения
Сочинение на тему «Утонченность психологического анализа в «Любви Свана». По роману «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. Известный французский писатель Марсель Пруст является творцом жанра модернистского психологического романа. Главным его творческим методом считается импрессионизм, но в центральном заделе романе «В поисках утраченного времени», что состоит из семы томов, можно найти признак применения других приемов, например, поэтического символизма. Взгляды Пруста частично совпадают с учением А. Бергсона, его мировосприятия основывается на интуитивизме, поэтому этот писатель изображает внутренняя жизнь как «движение сознания», даже пространство и время возникают в его произведениях чем-то субъективным. Марсель Пруст, обобщая собственный жизненный опыт, старается осветить неверность и относительность представлений человека о себе, мире и обществе, а также неуверенность самого общества. Он делает вывод о нереальности общественной жизни, невозможность любви и взаимопонимание, ведь самое существование человека, по его мнению, есть «утраченным временами», а единым реальным смыслом бытия — искусство.
Вопрос: почему люди делают те или другие поступки, которые побуждает их совершать именно так, а не иначе, — всегда было одним из главных для серьезных писателей. Кто-то объяснял действия людей исключительно социальными факторами, кто-то — метафизическими, кто-то — просто наличием каких-то внешних обстоятельств, кое-кто, в том числе и Пруст, искал ответ в самой натуре человека, детально изображая все изменения души и толчки извне, что их вызвали. Относительно романа «В поисках утраченного времени» повести «Любовь Свана» рассмотрено чрезвычайно тонкий анализ процесса зарождения и развития чувства любви. Любовь, драматичность обусловлена не внешними обстоятельствами, а именно внутренними психологическими факторами. Именно детальность души делает почти невозможным попытки пересказать будто простой сюжет повести: каждая деталь есть важной, каждую можно считать главной.
Предыдущая жизнь героя — и его признанное место в мире «салонов», предыдущие отношения с женщинами, например то, что «все, что в этих взаимоотношениях нельзя было переносить из места на место или же обменивать на наслаждение. Не взвешивало для него ничего», эстетичные и другие убеждения — все отдельно и вместе предопределяло то, чему он влюбился в ограниченную мещанку Одетту, создав мысленно ее образ, который совсем не отвечал реальному. Сначала Одетта не накладывает на него положительного впечатления, так как была «красивой той красой, к которой он был равнодушный, которая не будила в нем ни одной охоты и даже вызвала какую-то физическую сразу». Но, насколько известно, первое впечатление есть именно интуитивным, так как по обыкновению возникает еще до получения какой-то конкретной информации о лице, с которым общаются. Из такого отношения Сван начинает, этим, можно сказать, и заканчивает, поняв в конце концов: «…я сжег лучшие года моей жизни, я хотел умереть лишь потому, что бессмысленно полюбил женщину, которая мне не нравилась, женщину не в моем стиле!»
Как это произошло? На примере любовь Пруст анализирует самое явление замены в сознании человека реального образа другого лица мысленным. В случае со Сваном основой становится музыкальная фраза, которая случайно вызвала ассоциацию с образом Одетты, что потом дополняется наслоением другого художественного образа с фрески. Но, и музыка, и Сепфора Ботичелли на самом деле не имеют ничего общего с личностью этой женщины. Сван путает вызванные произведениями искусства ощущения с чувством совсем другого плана и «скоро он оказался способным обосновать его на незыблемых положениях своей эстетики», а это обоснование (влияние умственного компоненту) в свою очередь усилило иллюзию влюбленности к настоящей слепой любви. Хуже того, он начинает сознательно отбрасывать всю другую информацию об Одетте: «Теперь он говорил себе, что для того, чтобы узнать человека, не нужно учитывать мысль о ней, и в доказательство своих слов противопоставлял выдуманную Одетту Одетте настоящей, Одетту-Идеалистку, почти неспособную врать». Тяжело утверждать, насколько достоверными были представление о ней других людей, но понятно, что Сван на самом деле тоже придумал Одетту, ведь речь идет о столкновенье двух одинаково субъективных представлений об одном и том же лице. Постепенно любовь к ней становится для Свана целью жизни, один ее образ заменяет вторым, потом третьим: он видит и » Одесту — содержанку», и «Одетту — копию матери», но все эти образа одинаково далеки от реальности. Он старается порвать с ней, но не может, даже узнавая о наиболее плохих фактах, которые любой нормальный человека порвал бы отношения сразу. Не случайно Пруст называл его любовь «болезненной». Лишь после бракосочетания — достижение на самом деле иллюзорной цели — Сван снова способен увидеть Одетту именно такой, которой она была, и это прозрение становится его трагедией: утраченное время уже не возвратить…
Повесть «Любовь Свана» таким образом, есть будто кратким вариантом представления главной идеи целого романа. Можно еще указать, что в ней прослеживаются и все другие особенности творчества этого писателя: стиль, аналитические раздумья над изменением психологического залога героя, раскрытие психологии с помощью «движения сознания» и т. п.. Итак целиком уместно прозу Марселя Пруста считают одним из величайших явлений мировой литературы.
Поэтому «вечные темы» будут оставаться источником вдохновения