«Поэзия серебряного века»
Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик!
В. Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, организатор и «идеолог» символистского движения. Он обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда художник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через внутренний, духовный опыт. Действительность отражается в двух планах: реальном и мистическом.
Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении «Юному поэту»: Юноша бледный со взором, горящим. Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим. Только грядущее — область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй. Сам же себя полюби беспредельно.
Третий, храни: поклоняйся искусству. Только ему, безраздельно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь мои три завета.
Молча паду я бойцом, побежденным. Зная, что в мире оставлю поэта. Символ рождает не логическую, смысловую, а лишь ассоциативную связь, поэтому особенностью символизма становится бессюжетность или размытость его. Основа стиха — не событие, а движение души.
От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее. Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине…
Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. Как поэтично и красиво показан процесс творчества? Поэту очень важны ассоциации, которые возникают в связи с наблюдением конкретных предметов. И из реальной жизни рождается почти фантастический пейзаж: …Я вернулся на яркую землю, Меж людей, как в тумане, брожу, И шумящему говору внемлю, И в горящие взоры гляжу… Основа стиха в поэзии Брюсова — метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты.
Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации и ассонансы . Брюсов употребляет в своих произведениях составные эпитеты. Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.
Мой дух не изнемог во мгле противоречий. Не обессилел ум в сцепленьях роковых. Я все мечты люблю, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих… И странно полюбил я мглу противоречий И жадно стал искать сплетений роковых.
Мне сладки все мечты, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих. Брюсов добивается максимального использования звучания слова. Он передает в стихе не предмет, а впечатление от него: Если б некогда гостем я прибыл, К вам, мои отдаленные предки, — Вы собратом гордиться смогли бы. Полюбили бы, взор мой меткий…
Я буду, как все — и особый. Волхвы меня примут, как сына. Я сложу им песню для пробы, Но от них уйду я в дружину.
Гей вы! Слушайте, вольные волки! Повинуйтесь жданному кличу! У коней развеваются челки, Мы опять летим на добычу. К концу девяностых годов Брюсов входит в круг наиболее заметных поэтов-символистов.
Огромное значение для его творчества, по свидетельству самого поэта, имело общение с Бальмонтом. «…Через Бальмонта мне открылась тайна музыки стиха»,- писал Валерий Яковлевич. Я люблю большие дома И узкие улицы города, — В дни, когда не настала зима, А осень повеяла холодом. Поэты-символисты: Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Белый, Балтрушайтис во главе с Валерием Брюсовым оказали огромное влияние на общество, но вскоре испытали сопротивление, и в первую очередь Гумилева и Городецкого . Стихи Валерия Яковлевича выдержали испытание временем, а это главное для поэта и для поэзии в целом.
Я люблю одно: бродить без цели По шумным улицам, один; Люблю часы святых безделий, Часы раздумий и картин… В теснине стен я весь на страже; Да уловлю Господень лик!
«Поэзия серебряного века»