Поэзия Твардовского: образец самобытного творчества
Александр Трифонович Твардовский родился в Смоленской области. Учился в сельской школе, затем в, Смоленском педагогическом институте. В 1939 году закончил Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). Писать стихи начал с раннего детства. Судьба крестьянина в годы коллективизации — тема первых поэм Твардовского: «Путь к социализму» (1931), «Вступление» (1933), повести «Дневник председателя колхоза» (1932), «Сборника стихов 1930-1935» (1935). В 1936 году была напечатана поэма «Страна Муравия», получившая широкую известность. Герой поэмы Никита Моргунок не только наблюдает во время своих странствий картины крестьянской жизни во время «великого перелома», но и сам воплощает драму нелегкого расставания с прежними иллюзиями. В стиле поэмы своеобразно отразились аллегоричность сказки, ее склонность к сгущенной, порой фантастической передаче реальных событий. Язык поэмы простой, разговорный и в то же время красочный, богатый образами, идущий от восприятия мира крестьянином-тружеником.
В лирике 30-х годов, составившей сборники «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939) и «Загорье» (1941), Твардовский стремился уловить изменения человеческого характера в колхозной деревне, создать образы ее людей. Цикл «Про деда Данилу» (1938) с его героем — мастером своего дела, весельчаком и философом — в известной мере предварил будущую «Книгу про бойца». Твардовский участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов в качестве корреспондента военной газеты и написал цикл стихов «В снегах Финляндии». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов поэт работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. Очень широкую известность получила поэма Твардовского «Василий Теркин» (1941-1945). Главный герой этой книги — народ на войне.
В поступках и действиях Василия Теркина проступает нравственный облик воюющего народа. Василий Теркин олицетворяет все лучшие черты советского народа: выдержку, любовь к шутке, выносливость, смекалку, открытую и щедрую душу, готовую прийти на помощь в любой ситуации. «Это поистине редкая книга, — писал И. А. Бунин. — Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» ( «Василий Теркин»), В послевоенной поэме «Дом у дороги» (1946) («Дом у дороги») с огромной трагической силой изображена судьба солдата Андрея Сивцова и его семьи, угнанной в Германию. Образ его жены Анны, картины ее горького материнства на чужбине, воображаемый разговор младенца с ней достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в ее борьбе с насилием, смертью. «Счастье — не в забвенье!» — таков основной мотив этой поэмы и многих лирических стихотворений послевоенных лет, посвященных памяти всех участников военных событий («Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Жестокая память» и др.).
Широким по охвату лирико-публицистическим произведением явилась поэма «За далью — даль». Путевой дневник поэта перерастает здесь в исповедь сына века, которого «две дали… влекут к себе одновременно»: сложнейший, полный героики и трагизма период, пережитый советским народом, и — будущее, богатое новыми замыслами и свершениями. Твардовский искусно чередует общие и крупные планы; так, рядом с главами «На Ангаре» и «Так это было» стоят главы «Друг детства» и «Москва в пути» — рассказы о судьбах отдельных людей, каждый из которых — частичка народа, великого потока истории. Но основную роль в этой поэме играет сам автор, который доверяет читателю свои мысли и чувства.
Отсюда — заключительное обращение Твардовского к читателям: «… в книге этой… всего героев ты, да я, да мы с тобой». Высказанные в поэме мысли автора об искусстве, долге художника во многом перекликаются с его сатирической поэмой «Теркин на том свете» (1954-1963), где создан своеобразный образ «потустороннего мира», представлены, по словам автора, «… в сатирических красках те черты нашей действительности — косность, бюрократизм, формализм, — которые мешают нашему продвижению вперед». Напряженные раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Твардовского, где с рассказами и очерками («Печники» (1958)) соседствуют разнородные записи, составляющие значительную часть книги «Родина и чужбина» (1947). В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа.
Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков. Его произведения были переведены на многие иностранные языки. Твардовский вел большую общественную работу. Он был главным редактором журнала «Новый мир», секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского сообщества писателей. Поэзия Твардовского — образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем.
Поэзия Твардовского: образец самобытного творчества