Поэзия военных лет
Годы Великой Отечественной войны вызвали небывалый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Появляются проникновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной .
Особое значение приобретает чувство национального самосознания .
Для многих поэтов годы войны явились новой страницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль .
В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный характер. Особое значение в поэзии военного периода имела песня. В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала поэтической эмблемой Великой Отечественной войны.
В «Священной войне» гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии.
Призывный характер имела «Песня смелых» А. Суркова. Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типических, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней сливались с любовью к родной земле. Написанные в годы войны «В прифронтовом лесу», «Огонек», «Лучше нету того цвету…» М. Исаковского, «В землянке», «Лирическая песня» А. Суркова, «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А. Фатьянова, «Заветный камень» А. Жарова раскрывали душу народа.
В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, «благородная ярость».
В начале войны в поэзии существовали две контрастные краски — черная и белая, два чувства — ненависть и любовь. Постепенно «плакатная» поэзия обогащалась оттенками чувств, приобретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация.
Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта.
Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была «Фронтовая тетрадь» А. Суркова. Стихи, написанные во время отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:
Толпы людей без конца и числаШли им навстречу в утренней рани. Помню: старуха козленка вела, Девочка в тонких ручонках неслаМаленький кустик чахлой герани. Гнал их из города ужас ночной, Пламя ревело за их спиной.
Главная идея сборника — ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно открывает их рубрикой: «Я пою ненависть». Своеобразие лирики Суркова заключается в сочетании камерности голоса с высокой патетикой содержания, в изображении великих событий через трагические подробности войны.
Сурков считал себя солдатским, «окопным» поэтом, смысл творчества которого — дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал «красивую» поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:
Привычной меркой без толку не мерьтеВсе, что грозой войны потрясено. Тому, кто ходит близко возле смерти, На свете видеть многое дано. …Когда снега багрились кровью ало, С души солдатской, что таить греха, Как мертвый лист по осени, опалаКрасивых слов сухая шелуха.
Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Суркову — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Это лирическая поэма, в центре которой — образ Родины. Поэт понимает, что Родина — это прежде всего народ, та «седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый старик».
Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гордится тем, что он — русский,
Что русская мать нас на свет родила, Что в бой провожая нас, русская женщинаПо-русски три раза меня обняла.
Стихотворение построено на двух потоках — уходящая на восток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.
В стихотворении «Родина» Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. «Большая» Родина, вся страна отражается в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,
…где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашлиТу горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетическое ораторское заключение:
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно холодать и голодать, Идти на смерть… Но эти три березыПри жизни никому нельзя отдать.
Любимым лирическим стихотворением Симонова среди солдат стало «Жди меня», написанное как заклинание бойца своей любимой.
Во время войны очень распространенным жанром была баллада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова «Сын артиллериста» лежит один эпизод — героический поступок Леньки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события углублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки.
Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: «Баллада о трех коммунистах» Н. Тихонова, «Баллада о боевом знамени» И. Сельвинского, «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева.
Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского. Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психологические размышления о судьбе солдата, у которого «враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью». Одой русской женщине звучат строки одноименного стихотворения.
Поэт восхищается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая «со своею судьбою осталась один на один». В стихотворении создан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими трудами и молитвами поддерживался воинский дух:
Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила, Такая безмерная тяжестьНа женские плечи легла
Большое развитие в годы войны получила поэма, которая могла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое. Наиболее известными были «Сын» П. Антокольского, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Василий Теркин» А. Твардовского.
В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объединена единым чувством — любви к Родине. Характерной особенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, простота и народность языка.
Поэзия военных лет