Поэзия юной души: О любви с юным читателем
Случилось так, что я по роду своей деятельности каждое лето но нескольку месяцев провожу в деревне под Рязанью, в очень здоровой местности, где много пионерских лагерей, детских санаториев и здравниц.
Я никогда не избегаю этой темы. И признаюсь, что с деревенскими ребятами мне горазда легче беседовать, чем с городскими, по той простой причине, что деревенские дети ближе стоят к природе, которая сама дает им ответы на многие неясные еще вопросы, помогает понять простоту и величие жизни. Щадя нежные молодые души, мы склонны не всегда говорить нашим подросткам правду. И только теряем их доверие.
Л подростки теряют в нас любящего старшего друга. Они начинают таиться, скрывать свои тайны и все равно ищут ответы на вопросы, которые ставит жизнь, но ищут уже у случайных, а нередко сомнительных друзей, потому что трудно найти и подходящую книгу.
Разве не секрет, что до сих пор в книгах мы как-то робко говорим о любви с юным читателем? Задаем вопрос себе, что можно и что не дозволено, запрещено, вместо того чтобы думать о том, как лучше всего, серьезнее вести этот разговор с молодежью, как помочь ей глубже проникнуть в сложные, возвышенные и волнующие человеческие отношения, как воспитать в себе человека стойкого к ударам судьбы, ненавидящего всякую ложь, лицемерие и низость.
Замалчивать что-то, отмахиваться от таких вопросов — значит дать возможность другим, ложным мыслям и идеям завладеть сердцами молодых. Нужно ли закрывать глаза, бояться и поддерживать обманчивую иллюзию, которой ведь никто не верит, что в юности бывает только дружба, а не любовь?
Мне думается, пожалеть надо тех, кто в юности не ведал этого чувства, его поэзии, чистоты, кто не испытал тех чудных мгновений, когда человек всем своим юным существом впервые ощущает чарующую прелесть жизни, желание стать лучше, готовность ко всему возвышенному. Нужно ли бояться этих первых весенних гроз?
Нет. Этого не придется бояться, если своевременно мы воспитали у молодежи высокий строй души, если мы уловили тревоги юности, ее духовные поиски, овладели со мечтой, думами и привили высокие человеческие идеалы. Эти душевные явления даром не даются. Их надо взлелеять.
Говорить честно, с горячей страстью, убеждением и верой в то, о чем говоришь. И понять в сердцах юных то, чего, быть может, они о себе еще и сами не знают, понять, прояснить и помочь человеку стать лучше, чем он был.
Повторяю, эти душевные качества даром не даются. И сама жизнь, полная случайностей, их не даст. А устранение от живых впечатлений еще менее способно их развить.
Умная, талантливая книга научит молодежь оберегать поэтическую прелесть чистой любви, оберегать не только поэзию любви, по и поэзию души. Это необходимо.
Страшно, когда чужие, холодные руки неумело и грубо касаются заветной тайны молодых.
Не надо бояться жизни: раскрывайте юности ее поэзию, ее красоту. Поэзия везде, где есть жизнь. Доверяйте юности и уважайте ее.
Но с самого начала воспитывайте в детях умение дружить, покажите всю прелесть, все очарование молодой дружбы, верности другу, гордости за честь и достоинство друга. Без дружбы и в любви нет подлинной чистоты и красоты.
Передо мной лежит письмо девушки. Ее обманул и оскорбил молодой человек, да еще заявил, что он ей оказал честь: она должна гордиться тем. что он обратил на нее внимание, что, если он захочет, десятки девушек за ним побегут.
Да. Я встречаю таких молодых людей. Я их вижу на улицах Москвы. Они идут с повадками отпетых хулиганов, даже не пьяные, занимая весь тротуар и часто задевая девушек, проходящих мимо.
И увы! Я вижу с ними и девушек, на лицах которых написано одно лишь желание — наслаждаться. Где они могли почерпнуть это безудержное стремление? Наверное, не в психологии советских людей, для которых труд был всегда радостен и почетен, и. уж наверное, не в народном представлении о красоте русской девушки, которую так чудесно изобразил в своих стихах Иван Бунин.
Может быть, потому и создается у некоторых молодых людей цинично-небрежное отношение к девушкам, что порой сами девушки но дорожат своим достоинством, своим девичьим добрым именем, своей гордостью и честью?
А как важно воспитать у девушек это достоинство и гордость! Пусть юноша дорожит дружбой с девушкой, пусть он сам оберегает ее доброе имя. Как это нужно сейчас, когда провозглашено, что человек человеку друг, товарищ и брат! Когда на знамени нашем впервые сияет слово «счастье»!
Всемогуща, обаятельна его сила. Но для торжества счастья надо еще многое сделать. Мы знаем: коммунизм — это изобилие не только материальных богатств, но и духовных.
Как все это гармонически слить? Как вооружить подрастающее поколение новой духовной силой, коммунистической сознательностью? Сейчас, как никогда, повышается ответственность каждого за счастье отдельного человека, за будущее нашей страны, за счастье всего человечества.
А «ямщик лихой, седое время» неудержимо идет вперед и ставит новые, прекрасные, по. увы, как и прежде, нелегкие цели и задачи. Наши современники — подростки спустя 15 — 20 лет сами будут представлять Родину. Им, в свою очередь, будет вручена судьба страны и судьба грядущих поколений.
Вот почему так важно уже теперь воспитывать у молодежи чувство ответственности не только за себя, за свой труд и за свои поступки, но за все неустройство, которое ты видишь вокруг.
Неудачу, ошибку товарища ощущай, как свою собственную беду. Этого требует время и жизнь. И всякий промах, всякую неполадку считай и частью своей вины. Не проходи мимо равнодушно, если жизнь требует немедленного вмешательства.
Не полагайся слепо на чужой опыт. Учись думать и разбираться в жизненных явлениях и оценивай их с точки зрения наших общих идеалов.
Не это ли новое понимание чувства ответственности за общее дело, за судьбы товарищей побудило Валентину Гаганову помочь слабой бригаде и поднять ее до передовой!
Такое сознание сразу не возникает. Человек постепенно приходит к мысли, что ничто в мире не пропадает, но каждое дело — доброе или злое — связано с судьбами других людей. Й каждый человек вносит свой труд для торжества мира и Победы добра над злом.
Поэзия юной души: О любви с юным читателем