«Погасло дневное светило» анализ стихотворения Пушкина
История создания
Элегия написана на корабле, когда Пушкин плыл из Керчи в Гурзуф с семьей Раевских. Это период южной ссылки Пушкина. Раевский взял с собой в путешествие заболевшего поэта, чтобы он поправил здоровье.
Корабль плыл по спокойному морю августовской ночью, но Пушкин умышленно сгущает краски в элегии, описывая бушующий океан.
Литературное направление, жанр
«Погасло дневное светило» — один из лучших образцов романтической лирики Пушкина. Пушкин страстно увлекается творчеством Байрона, в подзаголовке элегию называет «Подражание Байрону». Она перекликается с некоторыми мотивами прощальной песни Чайльд-Гарольда.
Но собственные впечатления и эмоции, внутренний мир лирического героя Пушкина не похожи на холодное и бесстрастное прощание с родиной Чайльд-Гарольда. Пушкин использует реминисценцию из русской народной песни: «Уж как пал туман на сине море».
Жанр стихотворения «Погасло дневное светило» — философская элегия. Лирический герой прощается с печальными берегами туманной родины. Он сетует на рано прошедшую молодость , на разлуку с друзьями и «изменницами младыми».
Как романтик, Пушкин несколько преувеличивает собственные страдания, он разочарован тем, что обманывался в своих надеждах.
Тема, основная мысль и композиция
Тема элегии — философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.
Элегию условно можно разделить на три части. Они разделены рефреном из двух строк: «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Первая часть состоит всего из двух строк. Это вступление, создание романтической обстановки. Строчки сочетают в себе торжественность и песенные мотивы.
Во второй части описывается состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебных южных далеких краях и плачущего об оставленной родине и обо всем, что с ней связано: любовь, страдания, желания, обманутые надежды.
В третьей части противопоставляется неизвестность будущего, которое во второй части связывается с надеждой, и печальные воспоминания о прошлом и о туманной родине. Там лирический герой впервые полюбил, стал поэтом, познал печали и страдания, там прошла его молодость. Поэт сожалеет о разлуке с друзьями и женщинами.
Итог стихотворения — всего полторы строчки, находящиеся перед рефреном. Это основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и предыдущий жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остается личностный стержень, неподвластный изменениям временем или обстоятельствами.
Послушное ветрило и угрюмый океан — это символы жизненных обстоятельств, от которых зависит человек, но сам повлиять на них не может. Лирический герой смиряется с неизбежным, с естественными законами природы, с течением времени и утратой молодости, принимая все эти явления, хоть и с легкой грустью.
Размер и рифмовка
Элегия написана разностопным ямбом. Чередуется женская и мужская рифма. Встречается перекрестная и кольцевая рифмовка.
Разностопный ямб и непостоянная рифмовка приближают повествование к живой разговорной речи, делают поэтические размышления Пушкина общечеловеческими.
Тропы и образы
В элегии сочетается ясность и простота мысли и возвышенный слог, которого Пушкин добивается употреблением устаревших слов, старославянизмов: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя.
Возвышенный слог создают перифразы: дневное светило , наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.
Эпитеты у Пушкина точные и емкие, много метафорических эпитетов: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные, туманная родина, потерянная младость, легкокрылая радость, сердце хладное, весна златая.
Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближенной к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. Такие эпитеты часто в положении инверсии.
Встречаются метафоры, придающие повествованию живость: мечта летает, летает корабль, младость отцвела.
«Погасло дневное светило» анализ стихотворения Пушкина