Поиск идеалов и проблема выбора
Сочинение по романом «Разве ревут волы, как ясли полные?». Добро и зло… Испокон века точится борьба между этими противоположностями. И человеку чуть ли не каждый день приходится избирать, чему именно отдать предпочтение. Этот выбор очень сложный еще и потому, что добро и зло способны употребляться в одном человеке, и что именно победит — временами не знает он сам. Эти проблемы поднимаются и в романе Афанасия Мирного «Разве ревут волы…». Главным выбором здесь оказывается не внешний — разве существует он, например, когда свободное казацкое село превращают в крепостное? Конечно, что каждый человек стремится к воле, но — весьма неравные силы.
«И стала перед их глазами их будущая судьба — печальная, заплаканная, без воли, без радости, с кнутом в руках». Но дальнейший выбор становится уже внутренним выбором каждого. Контраст между желанием счастья и жестокими условиями жизни, которые калечат человека, ставят героев перед выбором между нищим честным или воровским путем, правдой или несправедливостью. И каждый избирает свое.
Возьмем, например, судьбы Григория и Чипки. Оба — сироты, которые мечтали в детстве о безбедной земледельческой жизни. Но люди относятся к ним по-разному: Григорию сочувствуют, а Чипка — гонят от себя. Тем не менее под влиянием бабы Оришки Чипка делает свой первый в жизни выбор: «Я буду добрым». После этого мальчик жалеет воробьевт, которых бьет Григорий, или баранов. Он даже старается защитить деда Власа, когда того забирают на господский двор. И жизнь постепенно начинает уничтожать эту детскую доброту. С той же пылкостью, что он становился на защиту птиц, Чипка, узнав, что они якобы виновные в преступлении, сам их уничтожает. Благосклонность к кому-то легко оборачивается на ненависть к тому, кто обижает то, что Чипку нравится. Вон как уже он реагирует на рассказ о бегстве отца от господ: «Нет! нехорошо сделал отец… Почему он их не вырезал, не выпалил?» Чипка и сам был готов «пустить петуха» господину за Власа. Так боль, вызванная лучшими намерениями и идеалами, постепенно превращался в жестокость, пока что стихийную, а не сознательно выбранную.
Григорий, который избрал жизненную позицию «мой дом с краю», постепенно достигает своей цели. Будто в нем нет ни добра, ни зла (как отсутствующая борьба между ними), но бывший сирота уже начинает пренебрегать теми, кто беднее него, то что это? Добро или зло?
Получают немножко земли и Чипка с матерью. Появляется красавица Галя. Снова сердце Чипки тянется к добру — и снова лихая судьба ставит его перед выбором: что ему делать, когда жестоко и несправедливо отбирают землю? Не найдя правды ни у общины, ни в суде, он начинает терять ориентиры: «Везде неправда, везде!.. Когда бы можно, весь бы этот мир прополол бы, а вырастил новый… Тогда бы, может, и правда настала». Он не может быть счастливым, когда нет правды — но что можно сделать? Убежать? Поднять бунт? Но бунт заканчивается жестокой расправой… Разуверившись во всем, он пристает к ворам, и даже в этом есть своего рода остатка от поисков идеалов: они же так как свое отбирают, в народе награбленное. И снова Чипка еще будет мечтать, «как он будет людям служить», аж пока не потеряет последнюю надежду, и ненависть не заслонит ему весь мир.
Но перед проблемой выбора стоят часто и другие герои Афанасия Мирного.
Максим Гудзь, внук казака, весьма привык к воле. Он может вести жизнь земледельца, но горячая, зажигательная натура требует от него чего-то другого. В определенный момент у него будто извне все хорошо: есть благосостояние, семья, дочурка… Но он выбирает воровскую жизнь.
Тяжелый выбор стоит и перед Мотрей: между материнской любовью и представлениями о справедливости. Ей не на кого было надеяться, кроме сына. Как радовалась она, когда Чипка стал хозяином! Все Мотрины мечты сводились к тому, чтобы нормально и честно жить, и когда она узнала, что Чипка убил невиновных людей, чувство справедливости возобладало — Мотря рассказала о его преступлении в управе. Она не могла молчать, зная, что сын-убийца представляет опасность для многих. Но каким болевым был ее выбор!
Не менее трагическим оказался выбор Гали, «полевой царевны», что никогда не знала забот в родительском доме, то же и не имела привычки противостоять жизненным перпятствиям. Ее идеалом была любовь — от нее ничего не осталось. Когда перед ней возникает выбор: жить с вором и ждать его из каторги, умереть ли самой, Галя накладывает на себя руки. Это можно назвать и слабостью — разве любой из нас оказался бы способным вынести такие страдания? что ж, не будем судить ее сурово.
В разные моменты жизни, в разных ситуациях вопрос выбора возникает перед каждым из нас. Так же, как каждый человек имеет свои идеалы или ищет их.
Временное расстояние между событиями из романа Афанасия Мирного и настоящим — огромное. Но есть категории вечные, что остаются актуальными всегда. Разве сегодня перед нашими современниками не стоит, например, выбор: честная бедность или материальная обеспеченность, достигнутая с помощью криминала? Или между духовным и материальным вообще?
Очень хотелось бы, чтобы мы все были способными сделать правильный выбор, в пользу всего духовного, прекрасного, вечного. Пусть не ломаются человеческие судьбы, и пусть всегда будет верным выбор, как отдельных людей, так и целых народов.
Поиск идеалов и проблема выбора