Политические идеи пушкинской «Вольности»
В петербургский период лирика Пушкина особенно вбирает в себя свободолюбивые политические идеи и настроения. Первым значительным произведением после выхода из лицея была написанная Пушкиным в самом конце 1817 г. на квартире у декабриста Н. И. Тургенева ода «Вольность», одно из самых замечательных произведений русской политической лирики. Лирике лицейских лет Пушкин противопоставляет поэзию вольности и обличения порока, у свободы он ищет вдохновения. Ода «Вольность» прямо перекликается с одноименной одой Радищева. Недаром Пушкин к одном из вариантов своего «Памятника» в конце жизни прямо указывает, что вслед Радищеву восславил он свободу. Ода «Вольность» делает Пушкина одним из первых поэтов декабристского направления.
Политические идеи пушкинской «Вольности» более умеренны, чем идеи Радищева. Пушкин не призывает к революционному низвержению самодержавия, он осуждает расправу народа с Людовиком XVI во время французской революции. Но он решительно высказывается против деспотизма самовластия и против крепостного рабства. Их господство Пушкин, подобно французским просветителям XVIII в., объясняет предрассудками, непросвещенностью людей. Исторический опыт заставляет Пушкина видеть также источник самовластия в честолюбии, в страстях отдельных исторических деятелей. Роковые страсти, жажда власти также могут рождать тиранов (тема Наполеона). Вместо церковно-клерикальной теории происхождения самодержавия Пушкин провозглашает ответственность царей перед законом. Соблюдение законов является залогом вольности народов.
Ода «Вольность» представляет собой пример гражданской лирики, образцы которой Пушкин мог найти не только у Радищева, но и в поэзии Державина («Властителям и судиям», «Вельможа»). Поэт использует здесь традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Ода «Вольность» проникнута и новым, романтическим пафосом. Помимо общих вольнолюбивых идей, ода содержит также политические намеки на события недавнего прошлого: самовластие и падение Наполеона, убийство Павла I, организованное с ведома его сына Александра I.
В конце 1818 г. в связи с конституционной речью Александра I в Варшаве Пушкин пишет «Мое!» («Сказки»), где он издевается над обещаниями царя и либеральными надеждами на то, что он из любви к правам людей, по царской милости своей дарует им свободу.
В стихотворении «К Чаадаеву», в котором идея свободы сливается с идеей патриотизма, любви к родине, Пушкин выражает разочарование в надеждах на «тихую славу», т. е. на мирное достижение свободы, и в его лирике звучат уже революционные мотивы. Поэт выражает твердую уверенность в падении самовластия, в том, что «Россия воспрянет ото сна», что они сами с Чаадаевым прославят себя как участники борьбы за свободу. Глубоко лирическое, интимное сливается в стихотворении с возвышенно-патриотическим.
Летом 1819 г. в селе Михайловском Пушкин пишет стихотворение «Деревня», в котором отразились антикрепостнические настроения передовой молодежи и шире — настроения всего русского народа. В декабристской среде составлялось немало записок царю относительно вреда рабства в России, вроде записки Н. И. Тургенева «Нечто о крепостном состоянии в России», представленной Александру I в январе 1820 г. Своего рода поэтической запиской о крепостном праве является и социальная элегия Пушкина «Деревня». Она начинается идиллическим изображением деревенской природы в духе сентиментальной литературы.
Поэт мечтает на лоне природы погрузиться в изучение трудов великих мыслителей. Но дух его не может быть спокоен при виде страданий человека. «Друг человечества» предан закону (здесь «Деревня» связывается с одой «Вольность»), поэт возмущен тем, что на лоне прекрасной природы свирепствует «барство дикое», присваивая «и труд, и собственность, и время земледельца». «Деревня» как бы отвергает идеал «Жизни Званской» Державина и сельскую идиллию сентименталистов. В заключение Пушкин выражает надежду на отмену рабства, призывает прекрасную зарю «Свободы просвященной». Концовка стихотворения перекликается непосредственно с посланием «К Чаадаеву». В стихотворении «Деревня», так же как и в «Вольности», ощутимо влияние одического стиля, витийственной лирики классицизма. Вместе с тем картины крепостной деревни сближают поэзию Пушкина с реальной действительностью.
К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина — на Аракчеева, на архимандрита Фотия и других реакционных деятелей александровского царствования. Как свидетельствуют современники, вольнолюбивые стихи Пушкина искрами разлетались по всей России. Именно в эти годы за Пушкиным упрочивается слава первого поэта вольности. Сам он ощущает себя неподкупным голосом, эхом русского народа («К Н. Плюсковой»).
Популярность поэта усиливалась его выпадами против самодержавия, политическими анекдотами. Пушкин становится выразителем настроений не только дворянской передовой молодежи своего времени, но вообще выразителем прогрессивных национальных чаяний, антикрепостнических народных настроений. Александр I, взбешенный деятельностью Пушкина, его популярностью, намеревается сослать его на Соловки или в Сибирь. Заступничество Карамзина и Жуковского привело к тому, что Сибирь была заменена ссылкой в Екатеринослав, куда Пушкин и отправился к мае 1820 г.
Политические идеи пушкинской «Вольности»