Помогут ли забастовки?
ПОМОГУТ ЛИ ЗАБАСТОВКИ? «Крымские известия», 03. 06. 1997г.
С большим удовольствием прочитал статью Ю. Безенцовой «В чем виноват учитель?» . Побольше бы системе образования мыслящих дирек-торов — глядишь, и не докатились бы до такого. Однако при всей доказательности и публицистичности статья, на мой взгляд, имеет несколько односторонний характер.
В ней звучит мотив осуждения учителей и школ, не желающих участвовать в забастовках.
Я категорически не приемлю молчаливого потакания власть предержащим в нарушении наших конституционных прав, но являюсь противником забастовок как способа раз-решения проблем. Любая забастовка, даже с самыми спрзведливыми требованиями — крайняя мера, шаг отчаяния, дестабилизирующий общество. А нестабильность в системе образования губительна для учебного процесса и… выгодна ее нынешним управленческим структурам, ибо позволяет им списывать свою профессиональную несостоятельность и деградацию школьной системы на внешние факторы, не утруждая себя поиском внутрен-них причин кризиса.
Мы наконец-то должны осознать, что возврата к прошлому не будет, И причина нынешнего кризиса в том, что систе-ма образования явно не соответствует требованиям момента. В условиях формирования рыночных отношений она пытается функционировать в прежнем режиме. Этим и объ-ясняется всеобщий кризис школьной системы.
Пример отдельных учебных заведений — не показатель. Им удается продвигаться вперед или благодаря умным администраторам, сумевшим перестроиться согласно про-исшедшим изменениям, либо энтузиазму учителей. Но как долго можно продержаться на энтузиазме?
Не пора ли признать, что назрела необходимость изменений в системе управления школьным образованием: придание ей необходимой гибкости, подвижности и способности к элементарной саморегуляции.
Система, не обладающая этими качествами, является деградирующей.
Так зачем ждать ее последних конвульсий? Не разумнее ли, пока это еще возможно, провести реформы? Но станут ли заниматься этим господа-товарищи, засевшие в ее руководящих креслах?
Государство понять, хотя и с пребольшим трудом, все-таки можно: ну нет у него достаточных средств на образование, медицину, пенсии и другие социальные программы. Государству нужно сытно кормить растущую рать чиновников, укреплять армию и стремительно наращивать численность правоохранительных органов: чувствуют, что запасы терпения народа на исходе и как бы не пришлось опираться на штыки и дубинки. Поэтому деньги государству нужны позарез, Вот и ищет лихой чиновник, где бы еще уре-зать расходы и находит… в системе образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Перепадающие крохи от государственного бюджета чиновники от образования также распределяют, как им заблагорассудится. Нужны ли методкабинеты, занимающиеся бумаготворчеством? А система вечерних школ и УПК?
Кого мы обманываем?
Уровень получаемого там образования давно известен. Может, пора прекратить выбра-сывать деньги на ветер? Итак от крох, выделенных бюджетом на образование, школам до-стаются лишь крупинки.
Что же делать? Чиновник и тут долго не думает. Он берет кра-ный карандаш и одним махом увеличивает наполняемость классов, выбрасывает из учебного плана ряд предметов, сокращает количество часов, изгоняет из школ группы продленного дня, кружки, спортивные секции…
Но и путь простого увеличения финансирования системы образования сам по себе проблемы не решает. Я нисколько не оправдываю сокращение средств, выделяемых шко-лам. Это грубейший, если не сказать преступный, просчет тех, кто ныне определяет внутреннюю политику нашего государства. Но с другой стороны, и те крохи, которые государство швыряет своему будущему , бездарно разбазари-ваются. Наши учебные заведения функционируют в экстенсивном, затратном режиме, хотя есть и модели оптимальной интенсификации школьного дела.
Но, похоже, это ведомо немногим.
Единственный путь спасения школы состоит в том, чтобы дать ей достаточную хозяйст-венную самостоятельность.
Вот уже два года наша школа находится в состоянии постоянной угрозы забастовки. Создается впечатление, что райкому профсоюза выгодно держать учителей в постоянном напряжении, в готовности в любой момент сорваться. Этой готовностью можно поспеку-лировать, а, может быть, и себе кое-чего выторговать?
Играя на вполне законном возмущении учителей, профкомы школ и райком профсоюза под шумиху о забастовках свернули многообразную профсоюзную деятельность: позитивную, но кропотливую — ведь в ней лавров быстро не стяжаешь.
Уже не менее трех лет твержу на собраниях в школе, что необходимо ежегодно подпи-сывать коллективный трудовой договор как основу для правого разрешения любых трудовых споров, в том числе и по своевременной оплате труда, но воз и ныне там. Думаю, что ни в одной школе нашего района такой договор не подписывается. А почему?
Чья это сфера деятельности?
Именно профком обязан помочь администрации спасти школу, а если администрация не желает — заставить ее оргаиизовать работу так, чтобы плохо трудиться было не-выгодно. Мы много зубоскалили по поводу прежней уравниловки, но такого безобразия и наплевательского отношения к труду добросовестного учителя, как сейчас, не было никогда.
Любые действия, а уж тем более экстраординарные, каковыми и являются забастовки, должны нести положительную идею. Иначе они бессмысленны. Вот поэтому я и не желаю участвовать в забастовках, организуемых нынешними профсоюзами, под нынешними требованиями.
Надеюсь, что время забастовок пройдет, зарплату и допги выплатят. Но неужели на пороге третьего тысячелетия нынешняя система школьного образования останется неиз-менной, чтобы продолжать тиражировать посредственных учеников, бесталанных учителей?!
Геннадий ГУБИН, учитель Ромашкинской средней школы. Сакский район.
Помогут ли забастовки?