Понятие теории литературы в программе обучения
При необходимости, предопределенной изучением основного материала, и в меру нагромождения конкретных наблюдений, понятий, фактов, программа обязывает формировать знание из теории литературы. Они нужны как непременное условие более глубокого понимания и восприятия художественного произведения или литературного явления, более полного обеспечения, идейно эстетичного воспитание учеников.
В процессе изучения творчества писателей и характеристики этапов развития литературы программа определяет основные теоретические понятия, которые формируются на определенном конкретном материале, постепенно, с его осложнением, углубляются и применяются как «ключ» к раскрытию содержания и силы искусства слова.
Круг литературно-критических знаний широкий и разнообразный: от основополагающих, обобщенных понятий о литературе, ее специфике и месте среди других отраслей искусства; о ее школьном предмете как органическом сплаве науки и искусства; о литературных родах: виды, жанры; об общественной роли художественной литературы; о творческих методах и литературных направлениях, об образной системе произведения, его композиции, сюжете, элементах стихосложения, образности языка, метафоры, эпитетах, сравнениях и других средствах, приемах и формах поэтического творчества и стилистической выразительности.
Сформированные и применяемые на конкретном, определенном программой, материале, на первый взгляд якобы разрозненные, понятия из теории литературы постепенно обобщаются, составляя систему знаний, умений и навыков.
Ввиду того, что основной курс литературы в школе опирается на направляемое учителем внеклассное чтение, программа определяет ориентировочный перечень произведений для самостоятельного внеклассного чтения и отводит специальные уроки для бесед на материале прочитанного. На такие уроки в 5-9 классах учитель добирает произведения из списков заказных программой книг для внеклассного чтения, работы кружка, литературных вечеров, конференций, диспутов.
Направляя чтение, рядом с классикой, лучших произведений современной литературы программа ориентирует учителя на рекомендацию ученикам не только определенных ею книг, но и новых изданий, а также произведений, опубликованных в печати периодической, чтобы снискали одобрение критикой и широкой общественностью, а наилучшие из них удостоены Государственных и литературных премий.
Для чтения и обсуждения выбираются, в соответствии с требованиями, новые произведения современной украинской литературы, в которых отображена жизнь людей со всеми его радостями и сложностями.
Тесно связано с изучением художественных произведений и литературного процесса развитие устной и письменной речи учеников, основные виды которого определяет программа. Рекомендуются такие задания, которые обеспечивают формирование у школьников образного (художественного) и логического (научного) мышления, творческого воображения, эстетичного чувства, критических суждений, стремления, к идеалу, программа конкретизирует виды письменных работ и устных заданий, предназначенных для выработки умений анализа произведений и оценивания литературных явлений.
Понятие теории литературы в программе обучения