Пороки фамусовского общества
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1822 — 1824 годах. Она отразила современное автору положение в обществе. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только морально-нравственное состояние русского дворянства. Он нарисовал портрет общественно-политической жизни страны, расколотой на два лагеря: консерваторов и людей прогрессивных взглядов. «Горе от ума», по сути, является первым русским реалистическим произведением.
Предшественниками его можно назвать комедии Фонвизина «Недоросль» и «Бригадир», а также «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Одной из ведущих тем произведения является обличие пороков консервативного дворянства. В пьесе такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение. Грибоедов показывает, что это общество порочно и обречено на вымирание.
Его основы, законы и принципы построены на лжи, лицемерии, невежестве, власти денег. В них нет ничего от благородных побуждений, свежего чувства, искренности. Одним из важнейших законов фамусовского общества является чинопочитание. В пьесе этот порок «представляют» Молчалин и внеэпизодический персонаж — Максим Петрович.
Максим Петрович — авторитет для Петра Афанасьевича и ему подобных. Он уважаем, любим властью. Рассказ о его карьере передается из поколения в поколение как пример. На чем же была построена карьера этого человека? Только на чинопочитании.
Неважно, плох человек или хорош. Если он выше тебя рангом, то его нужно уважать, почтительно ему улыбаться, «сгибаться вперегиб». Максим Петрович забывает о себе, о своей гордости, о чувстве собственного достоинства. Все это неважно: главное выслужиться перед вышестоящим.
И тогда жизненный успех тебе обеспечен. В фамусовском обществе царит власть авторитетов и общественного мнения. Именно оно является главной судьей, главным наказанием и поощрением.
Во всех жизненных ситуациях главное, что «скажет княгиня Марья Алексевна!» Пример Максима Петровича служит руководством к действию для молодого поколения, в частности, для Молчалина. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме: «Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…» Молчалин — человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства, Его жизненный принцип: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Он успешно ему следует и продвигается по карьерной лестнице.
Этот герой подчинил всю свою жизнь чинопочитанию. Даже за Софьей он ухаживает, потому что она дочь его хозяина. Из порока чинопочитания вытекает другой «грех» фамусовского общества — циничный карьеризм. Это особо заметно в образе Молчалина, а также полковника Скалозуба. Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном продвижении по службе, неважно, каким путем. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» — говорит он Фамусову.
Скалозуба не волнует, что на поле боя гибнут его товарищи. Главное, чтобы это помогло ему добыть еще несколько звездочек в петлицу: Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. В фамусовском обществе нет ничего русского. Его отличает преклоненье перед всем иностранным, особенно французским: «»пустое, рабское, слепое подражанье».
Поэтому неудивительно, что французик из Бордо, который попал на бал к Фамусову, пользовался огромным успехом, на него разве только не молились. Язык фамусовского общества — это, по меткому выражению Чацкого, «смесь французского с нижегородским». Речь барышень пестрит словечками «»хвост», «тюрлюрлю», «эшарп». Говорить на русском языке считается в этом обществе зазорным, да никто из старомосковских дворян и не может похвастаться знанием родного языка.
Презрение ко всему русскому сочетается в фамусовском обществе с колоссальным невежеством. Оно пронизывает его сверху донизу. Детей дворян воспитывают французские гувернантки, которые могут преподать им только язык и ничего более. В московском обществе царит презрение и страх к образованию и науке. Все его авторитеты хором твердят об опасности книг, предлагают радикальные меры: «собрать все книги бы да сжечь».
Но Грибоедов показывает, что постепенно положение меняется. В противовес невеждам в пьесе звучат имена людей, любящих и стремящихся к образованию и науке. Это брат Скалозуба, князь Федор и даже, отчасти, Софья Фамусова. В фамусовском обществе процветает «кумовство».
Сам Фамусов придерживается принципа — «ну как не порадеть родному человечку!» Высокие посты занимают люди не достойные, а знакомые. Кроме того, дворян не очень волнуют результаты их труда. Павел Афанасьевич старается поскорее сбыть свои дела с рук или передать их Молчалину, который тоже найдет лазейку, чтобы не перетруждаться.
Эти герои лучше проведут свой день в праздности: балах, ужинах, игре в карты и так далее. В фамусовском обществе верховодят женщины. Мужчины же превращаются в «мальчиков-мужей», находящихся под каблуком у своих жен. Отцы ищут своим дочерям не только знатного или богатого мужа, но еще и покорного. Молодые же люди выбирают себе жену по богатству, навсегда забыв о своем сердце.
Вспомним, хотя бы, Молчалина или Скалозуба. Таким образом, в своей комедии Грибоедов детально «разобрал» фамусовское общество, обнажив все его пороки. «Горе от ума» стало основой, толчком для последующих писателей. Так, например, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» продолжил критику светского общества в духе грибоедовской комедии.
Эта линию подхватили Н. В. Гоголь в «Ревизоре» и А. Н. Островский в своих комедиях.
Пороки фамусовского общества