• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Портрет героя времени

 

Портрет героя времени

Рассказы Михаила Зощенко — художественное свидетельство того времени, в которое ему довелось жить. На мой взгляд, это был очень сложный, но интересный период в жизни России. 20-ые годы 20 столетия — время молодой советской власти. Писатель рисует нам портрет «героя своего времени» — простого человека из народа, ставшего вдруг «гегемоном», хозяином жизни.

Хорошо это или плохо? Сам «хозяин» находится в растерянности, как, впрочем, и окружающие его люди. Автор показывает нам жизнь своих современников «изнутри», в будничных ситуациях, тонко подмечая все «плюсы» и «минусы» новой жизни. Рассказ «На живца» можно назвать просто бытовой зарисовкой. Рассказчик — типичный «герой времени» — едет в трамвае и сталкивается с «дьявольской старухой, воспитанной прежним режимом».

Эта женщина в транспорте ловит воров «на живца»: рядом с собой она ставит сумку и ждет, пока кто-то ее попытается присвоить. Зачем ей это нужно? У пассажиров в вагоне есть две кардинально противоположные версии.

По одной из них, так она борется с воровством, то есть способствует наступлению новой жизни. По другой — эта героиня подтверждает свое убеждение, что вокруг одни воры: «ей просто охота, чтоб все люди вокруг воровали». Мне кажется, что вернее второе утверждение.

Зощенко мастерски передал психологию некоторых людей, которые вокруг себя видят только плохое и ищут подтверждение этому, доходя до крайностей. Конечно, Зощенко утрирует ситуацию, заостряет ее, делая смешной и от того более заметной. Но от этого психологическая достоверность его героев только усиливается. Но в рассказе не это главное, на мой взгляд.

Сюжет — это всего лишь повод еще раз описать жизнь современников. Рассказчик — типичный представитель своего времени: развязный, необразованный, малограмотный, немного туповатый. Ведя повествование от первого лица, автор глубоко проникает в характер своего героя, дает более полный его портрет. Итак, герой любит ездить в прицепном, то есть последнем, вагоне трамвая.

Он объясняет это так: «В переднем вагоне скучно и хмуро, и на ногу никому не наступи. А в прицепке, не говоря уже о ногах, мне привольней и веселей». Действительно, в последних вагонах собирается «привольный народ»: хулиганы, карманники, «зайцы» и просто любители «весело» проехаться.

Интересно, что «гражданка в теплом платке» ехала именно в прицепном вагоне, зная, что здесь она приманит своей сумкой какого-нибудь любителя поживиться чужим. Итак, рассказчик, как обычно, едет в последнем вагоне трамвая. Что за люди его окружают?

Тоже типичные представители времени: один гражданин стоит с пилой, другой с пивной бутылкой в руках: «Держит человек бутылку в руках и пальцами по ней щелкает. А то к глазу поднесет и глядит на пассажиров через зеленое стекло». Вместе с такими беспардонными спутниками рассказчик и начинает расспрашивать женщину о ее ловле «на живца».

Вернее, сначала герой, проявляя заботу об имуществе гражданки, предлагает ей поставить сумку на колени. Делает он это так, как может, — грубо и резко: «- Мамаша! — говорю я гражданке. — Гляди, пакет унесут. Убери на колени».

Но героиня нисколько не обижается — она привыкла к такому обращению, сама разговаривает так же и считает это вполне нормальным. Ее недовольство вызывает другое: рассказчик мешает ей «охотиться»: «- Сбил ты меня с плану, черт такой…» Далее, по ходу разговора, выясняются истинные намерения «гражданки в теплом платке». Интересно ее описание тех, кто уже пытался стащить сумку.

С виду это вроде бы приличные люди. Вот «дамочка вкапалась… Молоденькая такая, хорошенькая из себя. Черненькая брунеточка». А вот «мужчина, славный такой, добродушный…» Что же их, таких «славных» людей, толкает на воровство?

Мне кажется, что и это — одна из примет времени. Неустроенная полуголодная жизнь заставляет людей воровать. Писатель подчеркивает, что ожесточенность — черта героя того времени. Создается впечатление, что вагон окутывает аура озлобленности, недоброжелательства. Вот человек с пилой говорит, как, по его мнению, надо поступать с ворами: «С транвая их, воров-то, скидывать надоть!» Его предложение, к счастью, не поддерживается, но мы понимаем, что таких сторонников радикальных мер очень много.

Озлоблена и «охотница на воров»: «А-а-а, говорю, вкапалась, подлюга…», «А-а, говорю, товарищ, вкапался, гадюка…» Очень интересен лексикон героев рассказа. Он состоит из смеси просторечных слов, вульгаризмов и неологизмов. Эта смесь уже давно стала приметой времени, которую Зощенко запечатлел в своих произведениях. Мне кажется, что прицепной вагон трамвая в этом рассказе — это символ времени, молодой послереволюционной жизни. Его пассажиры — это типичные представители той непростой эпохи, те, кто заполнял улицы Москвы, кто являлся истинным «героем времени».

Зощенко наблюдал их со смехом, но смехом горьким. Писатель видел много отрицательного в наступившей жизни и с помощью обличения, иронии стремился помочь искоренению недостатков, показать людям их лицо с целью сделать жизнь лучше. Но, кроме того, Зощенко, на мой взгляд, стремился запечатлеть картину своего времени и портрет своего современника, чтобы донести их до потомков.

Так и вышло, и это признак настоящей литературы, не теряющей своей актуальности с годами.



Портрет героя времени

Другие сочинения по теме:

  1. Портрет «Героя нашего времени» в романе М. Ю. Лермонтова Конечно, я не буду оригинален, если скажу, что роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из шедевров русской...
  2. Сочинение Портрет героя в рассказе Уроки французского Рассказ «Уроки французского» был написан великолепным писателем Валентином Распутиным в 1973 году. Действие произведения происходит в послевоенное время, когда многие...
  3. Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Русская литература XIX века оказала огромное влияние на общественную российскую жизнь, являясь практически единственной выразительницей ее социальных бед и чаяний....
  4. Значение для русской литературы «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова Этот роман также послужил делу утверждения реалистического направления, хотя его автор не отказывался еще от создания романтических произведений, да и...
  5. Краткое содержание «Героя нашего времени» Лермонтова Роман основан на услышанных автором рассказах о Печорине и на записях из дневника героя. Бэла Рассказчик-офицер, странствующий по Кавказу, встречает...
  6. Многоцветный стиль «Героя нашего времени» Максим Максимыч — единственный персонаж, сопутствующий Печорину на протяжении всего романа (исключая новеллу «Тамань»). Это два структурно-художественных полюса романа. Образ...
  7. Проблема героя в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов — писатель «совсем иной эпохи», несмотря на то, что с Пушкиным их разделяет десятилетие. Годы жестокой реакции...
  8. Характер сюжетов в отдельных частях «Героя нашего времени» Стиль романа тоже вовсе не традиционен для повестей, действие которых происходит в романтической обстановке Кавказа: ни в одной из них,...
  9. Образ героя-рассказчика в рассказах М. Зощенко Михаил Зощенко — писатель уникальный. Его произведения обладают неповторимым колоритом: духом советских улиц 20-ых годов 20 века. В то время,...
  10. «Портрет» Н. В. Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» и роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея» разделяют годы и расстояния. Их объединяет проблема, положенная...
  11. Портрет графа Дракулы и портрет Лорда Вольдеморта Лорд Вольдеморт в эпопее Джоан Роулинг о Гарри Поттере — это убийца, одновременно являющийся и могучим ужасным волшебником, стремящимся достигнуть...
  12. Единичная, индивидуальная судьба героя в «Поэме без героя» Ахматовой Впервые с большой резкостью эта особенность психологического склада Ахматовой проявилась, как мы это уже видели, в «Белой стае», но впоследствии...
  13. Структура и жанр романа «В поисках утраченного времени» В сложной структуре романа «В поисках утраченного времени» нужно прежде всего выделить тот слой, который связан с образом рассказчика. «Я»...
  14. Отношение героя-рассказчика к maman Повесть Л. Н. Толстого «Детство» является первой частью задуманной писателем тетралогии. В ней автор хотел описать четыре поры жизни человека,...
  15. Роман-символ «Портрет Дориана Грея» Прекрасное — это сила морального добра. Д. Голсуорси Я учился в музыкальной школе и до сих пор люблю слушать классическую...
  16. Печорин — портрет своего поколения Сочинения по литературе: Печорин — портрет своего поколения В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы,...
  17. Театр Зощенко Театр Зощенко — это 10 пьес, 8 одноактных комедий, 2 либретто, множество сценок (для сатирических журналов 20-30-х гг. «Бузотер», «Смехач»,...
  18. Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени» обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в...
  19. Мир утраченных иллюзий в романе «В поисках утраченного времени» Тщательно изображенный мир в целом слабо и приблизительно связан с исторической эпохой, которая словно «где-то», «рядом». Это не исключает того,...
  20. Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически...
« Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Урок по экологии в 6 классе «Некоторые свойства океанической воды» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения