• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > «Портрет» Н. В. Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда

 

«Портрет» Н. В. Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» и роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея» разделяют годы и расстояния. Их объединяет проблема, положенная в основу обоих произведений: нельзя ради наслаждения преступать нравственные законы. В повести Гоголя «Портрет» есть и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный.

Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего».

Чартков, по признанию его учителя живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта — рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе.

Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», — говорит отец сыну во второй части повести.

Эти слова почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Но для Пушкина добро — в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные.

Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности. Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение.

Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «Арабески». Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро.

И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти. Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое.

Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета. Роман «Портрет Дориана Грея» — о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке, о нравственности. Сюжет ее заключается в том, что некий Художник пишет прекрасный портрет очень красивого юноши.

Художник знакомит этого юношу, «чистого душой и помыслами», со своим другом Генри. Генри циничен , обладает даром убеждения, его речи — речи искусителя. Он убеждает юношу , что от жизни нужно брать все, что молодость — высшая ценность, что совесть — лишь трусость и т. д. Дориан меняется в минуту, на глазах изумленных читателей. Он «искушен», хочет чувствовать все, испытать все удовольствия, сделать из своей жизни произведение искусства. Видя свой портрет, он в сердцах умоляет сделать так, чтобы портрет старел вместо него.

Его желание сбывается. Дориан сохраняет молодость и красоту, а главное — его грехи отражаются не на его лице, а на портрете. И вот Дориану 38 лет. Он все такой же.

Его жизнь грешна. Об этом все подозревают, но все подозрения рушатся, стоит лишь посмотреть на его лицо. Оно невинно, как и двадцать лет назад. Однажды Дориан рассказал тому Художнику, что написал портрет, о своей тайне.

И, испугавшись, убил его. Дориан еще делает попытки свернуть на путь добра, мучается и, в итоге, решает уничтожить портрет. Как только он вонзает нож в картину, он падает мертвым.

И все его годы и грехи отражаются на лице героя. А портрет становится таким же прекрасным, как был когда-то. Портрет Дориана Грея олицетворял его совесть и, пытаясь убить свою совесть, Дориан убивает себя. В романе Оскара Уальда, как и в повести Гоголя, звучит и тема искусства. Она показана в истории артистки Сибиллы Вэн, брошенной Дорианом и лишившей себя жизни.

Девушка изумительно играла шекспировских героинь, пока не знала любви, и Дориан влюбился не в нее, а в созданные ею прекрасные образы. Полюбив Дориана, Сибилла сразу теряет свое мастерство. Воплощать на сцене страсть можно только с совершенно холодным сердцем.

Узнав о самоубийстве Сибиллы из газет, Дориан восклицает: «Как бы я плакал, если бы прочел о ее смерти в каком-нибудь романе!» Эта фраза подчеркивает мысль Уайльда о превосходстве искусства над жизнью. Но искусства истинного, в основе которого лежит нравственность. В основе повести Гоголя и романа Уальда лежат мысли о нравственности и искусстве.

Оба автора утверждают, что нет ничего такого, ради чего стоит нарушать законы нравственности. А искусство писатели ставят на высшую ступень человеческого бытия. «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства», — пишет Гоголь.

И ему созвучны мысли об искусстве Уальда.



«Портрет» Н. В. Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда

Другие сочинения по теме:

  1. Тема любви в романе О. Уальда «Портрет Дориана Грея» Роман «Портрет Дориана Грея» был создан Оскаром Уайльдом в 1891 году. В нем английский писатель попытался осмыслить основные проблемы современности,...
  2. «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести...
  3. Философские и моральные проблемы в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» Однажды в мастерской своего приятеля Оскар Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством своей внешности. Писатель воскликнул: «Как жаль, что...
  4. Парадоксы и проблематика романа «Портрет Дориана Грея» В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд освещает важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений....
  5. Конфликт красоты и морали в романе Вайльда «Портрет Дориана Грея» Роман «Портрет Дориана Грея» называют характерным произведением декаденткой прозы. И ни в чем декадентский характер мировоззрения самого автора не сказался...
  6. Английский эстетизм. Оскар Уайлд «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд, возглавивший эстетизм как литературное течение в Англии, определил свое кредо в статьях, вошедших в сборник «Намерения» (Intentions, 1891)....
  7. Эстетические принципы О. Уайльда и роман «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд жил в плену собственных противоречий: то он сторонник «чистого искусства», то борец за его подччнение высоким этическим идеалам....
  8. Конфликт красоты и морали в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» Можно не доверять афоризмам, но выражение А. Э. Экзюпери «Все мы родом из нашего детства» подтверждено всей жизнью Оскара Уайльда....
  9. «Портрет Дориана Грея» один из загадочных произведений Уайльда Роман «Портрет Дориана Грея» — один из интереснейших и загадочных произведений Уайльда. Молодой Дориан Грей становится моделью для наилучшего портрета...
  10. «Портрет Дориана Грея» пример парадоксальной фабулы Известнейшим произведением писателя, которое принесло ему всемирную славу и наиболее полно отобразило его философские и эстетичные взгляды, жизненное кредо и...
  11. Философско-эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» За всем его манерным щеголяньем стояла серьезная философия, и крылось глубокое и простое сердце поэта Уайльда. Роман Оскара Уайльда —...
  12. Моральные проблемы романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» Роман «Портрет Дориана Грея» О. Уайльдом был написан в 1891 году. Это произведение есть эстетичной концепцией мировосприятия автора. Наиболее полно...
  13. Краткое изложение Портрет Дориана Грея Оскар Уайльд Портрет Дориана Грея В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда...
  14. Рассказ о жизненной истории Чарткова в повести «Портрет» Пристальное внимание Гоголя на разных этапах творческого развития привлекал вопрос о взаимоотношении искусства и действительности. Художник и общество, искусство и...
  15. Сочинение Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Краткое изложение — сочинение -4 Сочинение на тему : Уайльд О. Произведение «Портрет Дориана Грея» В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает...
  16. Жанровая и стилевая своеобразность романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» Философско-эстетичные и моральные проблемы произведения. Черты интеллектуального романа Помочь ученикам осознать жанровую и стилевую своеобразность произведения, его проблематику; развивать навыки...
  17. Характеристика образа Дориана Грея Оскар Уайльд был парадоксальным человеком при жизни и создал роман парадоксов. Ведущей в произведении есть тема прекрасного, искусства, которые проходит...
  18. Краткое изложение «Портрет» Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 — 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух...
  19. Образ Петербурга в изображении Н. В. Гоголя В 1830-х годах Н. В. Гоголь пишет «Петербургские повести». В «Петербургских повестях» сюжеты состредоточены вокруг одного места — столицы Российской...
  20. Краткое содержание «Портрета» Гоголя Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел...
« Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…»
Краткое изложение История вечности »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения