Портрет общества в «новогодней сказке» И. Драча «Крылья»
Поэзию Ивана Драча «Крылья» нельзя воспринимать как ироническую «новогоднюю сказку» — настолько глубинный подтекст кроется за ее извне простым сказочным сюжетом. Если задуматься над прочитанным, то поймешь, насколько метко разоблачает аллегория сказки характер нашего общества. Поэт очертил его очень своеобразно, показав под образами-символами желаемые новогодние подарки, многообразия материальных запросов наших современников: Новый год дарит и «шапку смушковую», и «колыбель дешевую», и «модерные кастеты», и «фотонные ракеты», и «соли к бараболе», «и валенки», и «мед от простуды». Ступенькой выше над материальными подарками располагались подарки духовные: «судьба багряная», «солнце из тумана», здесь же — и печальные «три снопа ветра в поле», «смерть среди ночи». По моему мнению, за этими «подарками» не трудно узнать бытие наших соотечественников. И вот среди них — фигура Кирилла, у которого
Куфайку из-под лопаток как ножом прошило… На солнце закипели синие крылья. Голодные небом, выпрямились туго, Глотали с неба синее мерцание…
Как это: у обычного человека — и крылья?! Разве такое бывает? Вот и у сбитого с толку Кирилла, которому «судьба маслом губы» не «смазала», только «туча» и «тени» на сердце. И давай он их рубить топором и приделывать в хозяйстве! А они снова растут и растут на месте срубленных!.. И тогда становится понятно, что Кирилл — это где-то и олицетворение нашего народа, которому Бог от рождения дал «синие крылья», которые радушно поднимают его над будничным миром.
Поднимают в песнях, в традициях, в таланте, в работе и свободолюбивом характере. И этот приземленный взгляд на мир не дает выпрямиться духовным крыльям (может, поэтому Кирилл — и «аспид»?). Этот взгляд загоняет нас в рамки «люди как люди». Но разве это жизнь Человека? Думаю, нам нужно прекратить отсекать «красивое» в угоду «полезному» и закинуть этот безжалостный топор в небытие.
Портрет общества в «новогодней сказке» И. Драча «Крылья»