• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > «Пошлые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

 

«Пошлые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

«Гнусные люди! Гадкие люди!.. Боже мой, с кем я принуждена жить в обществе!

Где праздность, там гнусность, где роскошь, там гнусность!..» Н. Г. Чернышевский. «Что делать?» Когда Н. Г. Чернышевский задумывал роман «Что делать?», его больше всего интересовали ростки «новой жизни», которые можно было наблюдать в России второй половины девятнадцатого века. По словам Г. В. Плеханова, «…наш автор радостно приветствовал появление этого нового типа и не мог отказать себе в удовольствии нарисовать хотя бы неясный его профиль». Но тот же автор был знаком и с типичными представителями «старых порядков», потому что с раннего возраста Николай Гаврилович задумывался, отчего «происходят беды и страдания людей». На мой взгляд, замечательно, что это мысли ребенка, который сам жил в полном достатке и семейном благополучии.

Из воспоминаний Чернышевского: «Все грубые удовольствия казались мне гадки, скучны, нестерпимы, это отвращение от них было во мне с детства, благодаря, конечно, скромному и строго нравственному образу жизни всех моих близких старших родных». Но за стенами родного дома Николай Гаврилович постоянно сталкивался с отвратительными типами, которых воспитывала иная среда. Хотя в романе «Что делать?» Чернышевский не занимался глубоким анализом причин несправедливого устройства общества, как писатель, он не мог обойти вниманием представителей «старого порядка». Мы встречаемся с этими персонажами в точках их соприкосновения с «новыми людьми».

От такого соседства все отрицательные черты выглядят особенно мерзко. На мой взгляд, достоинством автора является то, что он не расписал «пошлых людей» одной краской, а нашел в них оттенки различий. Во втором сне Веры Павловны два слоя пошлого общества представлены нам в виде аллегорической грязи. Лопухов и Кирсанов ведут научную дискуссию между собой и одновременно преподают довольно сложный урок читателю. Грязь на одном поле они называют «реальной», а на другом — «фантастической».

В чем же их различия? В виде «фантастической» грязи автор представляет нам дворянство — высший свет российского общества. Серж — один из типичных его представителей.

Алексей Петрович говорит ему: «…мы знаем вашу историю; заботы об излишнем, мысли о ненужном — вот почва, на которой вы выросли; эта почва фантастическая». А ведь Серж имеет неплохие человеческие и умственные задатки, но праздность и богатство губят их на корню. Так из застоявшейся грязи, где нет движения воды , не могут вырасти здоровые колосья.

Могут быть только флегматичные и бесполезные вроде Сержа, или чахлые и глупые вроде Сторешникова, а то и вовсе маргинально-уродливые вроде Жана. Чтобы эта грязь перестала плодить уродов, нужны новые, радикальные меры — мелиорация, которая спустит стоячую воду . Справедливости ради автор замечает, что нет правил без исключений. Но происхождение из этой среды героя Рахметова стоит считать тем редким исключением, которое только подчеркивает общее правило.

В виде «реальной» грязи автор представляет буржуазно-мещанскую среду. Она отличается от дворянства в лучшую сторону тем, что под напором жизненных обстоятельств вынуждена напряженно трудиться. Типичная представительница этой среды Марья Алексеевна.

Эта женщина живет, как природный хищник: кто смел, тот и съел! «Эх, Верочка,- говорит она дочери в порыве пьяного откровения,- ты думаешь, я не знаю, какие у вас в книгах новые порядки расписаны? — знаю: хорошие. Только мы с тобой до них не доживем… Так станем жить по старым… А старый порядок какой? Старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать».

Н. Г. Чернышевский хоть и не любит таких людей, но сочувствует им, старается понять. Ведь они живут в джунглях и по закону джунглей. В главе «Похвальное слово Марье Алексеевне» автор пишет: «Вы вывели вашего мужа из ничтожества, приобрели себе обеспечение на старость лет, — это вещи хорошие, и для вас были вещами очень трудными.

Ваши средства были дурны, но ваша обстановка не давала вам других средств. Ваши средства принадлежат вашей обстановке, а не вашей личности, за них бесчестье не вам, — но честь вашему уму и силе вашего характера». Это значит, если обстоятельства жизни станут благоприятными, люди, подобные Марье Алексеевне, смогут вписаться в новую жизнь, потому что они умеют трудиться. В аллегорическом сне Веры Павловны «реальная» грязь хороша тем, что в ней вода движется . Когда на эту почву падают солнечные лучи, из нее может «родиться пшеница, такая белая, чистая и нежная».

Иными словами, из буржуазно-мещанской среды, благодаря лучам просвещения, выходят «новые» люди,- такие как Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна. Именно они будут строить справедливую жизнь. За ними будущее! Так считал Н. Г. Чернышевский. Отдельно я хочу сказать о том, что мне особенно понравилось.

Верочке очень несладко жилось в родительском доме. Мать часто была жестока с дочерью, била и унижала ее. Невежественность, грубость и бестактность матери оскорбляли человеческое достоинство Веры.

Поэтому девочка сначала просто не любила мать, а потом даже возненавидела. Хоть и было за что, но это противоестественное чувство, плохо, когда оно живет в человеке. Потом автор научил дочку жалеть мать, замечать, как «из-под зверской оболочки проглядывают человеческие черты».

А во втором сне Верочке была представлена жестокая картина ее жизни с доброй маменькой. После этого Марья Алексеевна подводит итог: «…ты пойми, Верка, что кабы я не такая была, и ты бы не такая была. Хорошая ты — от меня дурной; добрая ты — от меня злой. Пойми, Верка, благодарна будь». Мне нравится, что автор ввел этот эпизод в свой роман.

Он если и не примиряет молодое поколение с прошлым, то хотя бы учит не прерывать связь с ним полностью. Учит сначала понять — умом, а потом и простить — сердцем.



«Пошлые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Другие сочинения по теме:

  1. «Новые люди» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?» В романе Г. Н. Чернышевского особое место принадлежит так называемым «новым людям». Они находятся между обычными людьми, погруженными в свои...
  2. Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Что делать? Чернышевский Н. Г Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Камнем преткновения для многих читателей романа «Что делать?» являются сны Веры...
  3. Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Камнем преткновения для многих читателей романа «Что делать?» являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях,...
  4. Теория «разумного эгоизма» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?» Каждый из нас стремится к счастью. Но счастье может быть разным. «Личное счастье» было провозглашено «альфой и омегой» человеческой жизни,...
  5. Образ Рахметова в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать? Подлинный герой эпохи, перед которым «преклоняется» автор, — это Рахметов, революционер с его «пламенной любовью к добру». Образ Рахметова и...
  6. Проблема счастья в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Проблема счастья и путей его достижения волновала многих русских писателей и поэтов. Некрасов написал на эту тему целую поэму «Кому...
  7. Сочинение на тему Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Реалистический Роман, в котором Чернышевский в образ­ной форме выразил свой социальный...
  8. Проблема любви в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» «Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим…» А. С. Пушкин Когда я стала...
  9. Эпоха царствования Александра II и появление «новых людей», описанных в романе Н. Чернышевского «Что делать?» В конце царствования Николая I страна буквально задыхалась в тисках полицейского режима: во всех российских университетах были закрыты кафедры философии,...
  10. Творческое сочинение: Роман Чернышевского «Что делать» Сочинение на тему : Эволюция замысла. Проблема жанра. Появление на страницах «Современника» романа Чернышевского, находившегося тогда в Петропавловской крепости, было...
  11. Разночинцы герои романа Чернышевского «Что делать?» «Новые люди», о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей...
  12. «Новые люди» Чернышевского Знаменитый роман Чернышевского «Что делать?» был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на...
  13. Основная тема романа Чернышевского «Что делать?» Роман «Что делать?» имеет подзаголовок: «Из рассказов о новых людях с общею пользою…». Этим автор определил основную тему романа. «Новые...
  14. Новые люди в роман «Что делать?» -26 Что же отличает «новых людей» вот «пошлых», типа ьи Алексевны? Новое понимание человеческой «выгоды», естественное, неизвращенное, соответствующее природе человека....
  15. Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?» Считается, что произведение Чернышевского «Что делать?» принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета...
  16. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать» о человеческих отношениях Первое прочтение романа Н. Г. Чернышевского вызовет у современного молодого человека, скорее всего улыбку. Действительно, странными кажутся отношения, принятые в...
  17. Сочинение на тему Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» о человеческих отношениях Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» о человеческих отношениях Первое прочтение романа Н. Г. Чернышевского вызовет у современного молодого человека,...
  18. Новые люди у Тургенева, Чернышевского, Горького Русским писателям всегда было свойственно желание осмыслить Новые явления в жизни страны, умение видеть их гораздо раньше других людей. Новый...
  19. Краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?» 11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что...
  20. Образ и характеристика Рахметова в романе Чернышевского Труднее всего было узнику Петропавловской крепости изложить в романе свои политические взгляды, но это было главной задачей, и Чернышевский справился...
« Сочинение на тему Первые в космосе
Милосердие »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения